Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Хотели бы вы учиться в субботу?
Всего 79 человек

КТП по ОБЖ 5 кл

Дата: 19 августа 2015 в 08:06

Основы безопасности жизнедеятельности

календарно-тематическое планирование

5 класс

(1ч  в неделю; всего 35)

 

Номер

урока

 

 

 

Тема урока

(основные вопросы содержания)

 

Цели изучения темы

Характеристика основных видов и способов деятельности (с рекомендуемыми упражнениями)

Дополнения

 

РАЗДЕЛ «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

 

1

 

Правила дорожного движения (1 ч)

История возникновения правил дорожного движения. Их изменение в связи с развитием транспортных средств, дорог и общественных отношений в сфере дорожного движения. Новые правила дорожного движения, вступившие в действие с 1 января 2006 года (глава 2, 4, 5 Правил)

 

 

 

 

 

Ознакомить с историей возникновения ПДД, объяснить причины необходимости совершенствования правил движения, воспитывать понимание обязательности выполнения правил всеми участниками движения.

 

Собеседование по истории правил дорожного движения и формулировка выводов. Рассказ о Новых Правилах дорожного движения, ознакомление с документом  «Правила дорожного движения», вступившим в действие с 1 января 2006 года (глава 2, 4, 5 Правил)

Изучение глав правил дорожного движения «Общие права и обязанности участников дорожного движения», «Права и обязанности пешеходов», «Обязанности пассажиров» в форме деловой игры, с опорой на уже имеющийся личный опыт детей как участников дорожного движения.

 

Рекомендации для учащихся: прочитать §1. Правил дорожного движения, подготовить краткое сообщение на тему по выбору:

история развития дорог; история развития правил дорожного движения с древних времён до конца XVIII века; история возникновения и развития дорожных знаков; история возникновения регулировочного жезла; история появления автомобиля и развития правил дорожного движения; история возникновения и совершенствования международных соглашений, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения; история развития действующих на территории Республики Беларусь правил дорожного движения; история ГАИ Республики Беларусь.

 

 

2

 

Движение учащихся группами и в колонне (1 ч)

Порядок движения учащихся группами по тротуару, пешеходной и велосипедной дорожкам, обочине дороги, пешеходному переходу, в жилой и пешеходной зоне. Порядок движения учащихся в колонне. Правила посадки группы учащихся в общественный маршрутный транспорт (п. 2.21, 2.48, 17, 18, 21, 22, 23.1, 24.2, 131.1, 135 Правил)

 

 

 

 

 

обучить правилам движения пешеходов группами и обеспечения безопасности движения колонн, закрепить знания о правилах пользования общественным транспортом группой детей.

 

Контроль за ходом формирования осознанного отношения к соблюдению требований правил дорожного движения (форма проведения – опрос с последующим обсуждением):

для чего необходимы правила дорожного движения;

с чем связаны частые изменения в правилах дорожного движения Республики Беларусь;

какие права есть у каждого участника дорожного движения.

какие правила связаны с  обязанностями участника дорожного движения;

как связаны между собой права и обязанности пассажира, пешехода, участников дорожного движения.

Анализ учащимися ситуации, содержащей как верные, так и ошибочные действия сверстника, участвующего в дорожном движении. Составление презентации (плакаты, фотоматериалы).

Самостоятельная работа учащихся: виртуальное (устное) путешествие от выбранного места к учреждению образования (без мультимедийного сопровождения)

Рекомендации для учащихся: повторить обязанности участников дорожного движения, права и обязанности пешеходов, обязанности пассажиров, изложенные в §1, изучить §2. Движение учащихся группами и в колонне учебного пособия для 5-6 классов «Основы безопасности жизнедеятельности».

 

    

     3

Правила дорожного движения и перекрестки (1 ч)

Перекресток – место пересечения дорог. Обозначение перекрестков. Правила перехода проезжей части дороги на перекрестке (п. 2.33, 2.45, 17, 18, 42)

 

 

 

 

 

закрепить понимание термина «перекресток», рассказать о видах перекрестков и их обозначении, формировать навык правильного пересечения разных видов перекрёстков.

 

Контроль понимания учащимися прав и обязанностей, обязанностей пассажиров при самостоятельном движении и движении в составе группы, колонны учащихся (форма проведения – опрос).

Выборочная проверка составленных учащимися маршрутов движения группы, колонны детей.

Объяснение значения терминов «перекресток», «обозначенный перекресток». Использование мультимедийной презентации, содержащей фотоматериалы с видами перекрестков.

 

 

 

Ролевая игра с использованием модели перекрестка, расположенного натерритории автогородка или в рекреации учреждения образования.

 

Рекомендации для учащихся:

подготовить устный рассказ об условиях организации движения пешеходов на перекрестке, расположенном вблизи учреждения образования или на перекрестке, изображенном на фотографии, предложенной учителем.

повторить права и обязанности пешеходов, изложенные в §1 Правил дорожного движения, изучить §3 учебного пособия для 5-6 классов «Основы безопасности жизнедеятельности».

 

 

 

В случае отсутствия стационарной площадки допускается изготовление бумажного макета.

  

   4,5

Предупредительные сигналы водителей и жесты регулировщика (2ч)

Подача водителем транспортного средства предупредительных сигналов световыми указателями поворотов или рукой. Сигналы и жесты регулировщика. Значение этих сигналов для  пешеходов. Практическое занятие или игра с учащимися на данную тему (п. 35, 36, 50.2, 50.3, 56 Правил)

 

 

 

 

 

познакомить учащихся с предупредительными сигналами, подаваемыми водителями; рассказать о жестах и сигналах регулировщика, объяснить значение сигналов для водителей и пешеходов

 

Занятие 1. Подача водителем транспортного средства предупредительных сигналов световыми указателями поворотов или рукой.

 

Повторение правил перехода проезжей части дороги на перекрестке с использованием модели перекрестка, расположенного на территории автогородка или в рекреации учреждения образования.

Контроль понимания учащимися понятий «перекресток», «обозначенный перекресток», требований, предъявляемых к пешеходам при переходе проезжей части дороги на перекрёстке (форма проведения – фронтальный опрос):

Контроль хода формирования осознанного отношения к соблюдению требований правил дорожного движения при переходе проезжей части дороги на перекрёстке  (форма проведения – опрос с последующим обсуждением).

Выборочная проверка составленных учащимися рассказов об условиях организации движения пешеходов на перекрестке, расположенном вблизи учреждения образования или на перекрестке, изображенном на фотографии, предложенной ранее учителем.  Объяснение термина  «водитель».

Демонстрация жестов водителя с последующей игрой учащихся «Путаница».

Занятие 2. Сигналы и жесты регулировщика. Значение этих сигналов для водителей и пешеходов.

Сюжетно-ролевая игрыа, в ходе которой учитель контролирует знание  предупредительных сигналов водителя, подаваемых рукой, и умения увидеть опасность пересечения траекторий движения транспортного средства и пешехода.

Демонстрация и трактовка жестов регулировщика (наглядный показ).

Видеоигры (электронно-образовательный ресурс на платформе Moodle) для закрепления материала темы.

 

 

 

В случае отсутствия стационарной площадки допускается изготовление бумажного макета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации для учащихся: повторить права и обязанности пешеходов, правила перехода проезжей части дороги на перекрёстке, выучить предупредительные сигналы водителя (§1, 3, 4 учебного пособия для 5-6 классов «Основы безопасности жизнедеятельности»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуется прочитать: §4. Предупредительные сигналы водителя и жесты регулировщика, главы Правил дорожного движения 2, 4, 7 (35, 36, 50), 9 (п. 56, 57).

 

 

6,7

Практические занятия (2 ч)

  1. Решение ситуационных задач на правила перехода перекрестков.

 

 

  1. Решение ситуационных задач на знание жестоа и сигналов регулировщика

 

 

 

 

 закрепить знания учащихся, полученные на предыдущих занятиях.

 

Занятия проводятся с применением персональных компьютеров, заранее оборудованных программой «iSHh.ADrive – тестирование по Правилам дорожного движения для школьников». http://ish.adrive.by .  Данная программа содержит билеты, состоящие из ситуационных задач практически по всем изученным темам. Предусмотрено два режима работы:

По темам: «Кто ты на дороге?», «Ты – пешеход», «Ты – пассажир», «Ты – водитель», «Дорожные ситуации», «Дорога в школу», «Знаки и разметка».

По комбинированным билетам (12 штук).

Самостоятельная работа  учащихся над ошибками с использованием книги «Правила дорожного движения». Консультационная помощь педагога.

Рекомендации для учащихся: прочитать §1-§4 Правил дорожного движения, главы 1, 2, 4, 5 учебного пособия для 5-6 классов «Основы безопасности жизнедеятельности», подготовиться к выполнению контрольного задания (решение тематического билета комплекта «Тематические билеты для подготовки водителей категории «А» и «В» к теоретическим экзаменам по правилам дорожного движения»).

 

 

8

Оборудование транспортных средств оперативного назначения: специальная окраска, световая и звуковая сигнализация (1 ч)

Транспортные средства оперативного назначения: МЧС, милиция, скорой медицинской помощи, аварийных служб (газовой и коммунальной). Право преимущественного проезда и отступления от требований Правил дорожного движения транспортных средств, подающих специальные звуковые и световые сигналы (п. 2.70, 20, 29 Правил)

 

Ознакомить с  назначением специальных автомобилей, воспитать понимание важности задач, решаемых при использовании специальных автомобилей.

 

Проверка знаний учащихся, полученных на предыдущих занятиях. Форма проведения – выполнение контрольного задания – решение одного тематического билета комплекта «Тематические билеты для подготовки водителей категории «А» и «В» к теоретическим экзаменам по правилам дорожного движения». Время для решения всех заданий билета – 10 минут.

Диспут с демонстрацией презентации (плакаты, фотоматериалы не только общеизвестных моделей автомобилей, но и редко встречающихся: мотоциклы, колесные трактора, автобусы в различных условиях дорожного движения) видов транспортных средств оперативного назначения: МЧС, милиции, скорой медицинской помощи, аварийных служб (газовой и коммунальной)

Устное рисование ситуации неверного поведения в обсуждаемых условиях дорожного движения и их последствий. Самостоятельная работа -- схематические наброски на листах для рисования.

 

 

 

 

 

Рекомендации для учащихся: завершить работу над тематическим рисунком по разработанному наброску (эскизу), изучить §5. Оборудование транспортных средств оперативного назначения: специальная окраска, световая и звуковая сигнализация учебного пособия для 5-6 классов «Основы безопасности жизнедеятельности»); пункты 2.70, 20, 29 Правил дорожного движения.

 

 

9,10

Экскурсия по городу, переход проезжей части на перекрестках сложной конфигурации и участка дороги вне перекрестка и пешеходного перехода (2 ч)

Проведение экскурсии по городу. Наблюдение за движением транспорта и пешеходов. Напоминание правил безопасности при переходе дороги на перекрестке, по пешеходному переходу и вне пешеходного перехода (п. 17.2, 18, 42, 114, 135 Правил)

 

систематизировать знания школьников о правилах движения транспорта и пешеходов; совершенствовать навыки выполнения правил безопасности при переходе дорог, перекрестков; развить внимательность и умение анализировать ситуацию на дорогах.

 

  1. Подготовка учащихся к экскурсии: объяснение цели, напоминание мер безопасности во время экскурсии, краткий фронтальный опрос по содержанию раздела.
  2.  Самостоятельные наблюдения учащихся во время экскурсии, переход колонной через перекресток.

 

 

РАЗДЕЛ  «ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

 

 

 

 

11

Опасность осенних пожаров (1 ч)

Опасность загорания сухих листьев, травы, сена.  Опасность  разведения костров и сжигания мусора   на приусадебных и дачных участках. Недопустимость использования для розжига легковоспламеняющихся   веществ. Опасность дыма от осенних костров. Последствия для экологии.

 

 

разъяснить опасность осеннего сжигания листьев, сухих веток  и мусора на приусадебных и дачных участках; сформировать навыки безопасного поведения возле подобных костров.

 

Беседа о вреде сжигания мусора для экологии с сопровождением видеодемонстрации (или презентации).

Рассказ педагога об опасности осенних пожаров, сопровождаемая видеосюжетами.Самостоятельная работа учащихся по формулированию мер безопасности при разведении костров.

Самостоятельная работа: определить место для разжигания костра.

Самостоятельное закрепление знаний учащихся: варианты: а) с помощью мультимедийных средств:выбор на экране вещей, которые не нужны «Хозяину»

б) в виде игры: складывание «костра» из названий предметов

Рекомендации для учащихся: прочитать параграф 1 второго раздела учебного пособия (стр. 36); составить список предметов, которые из-за их токсичности нельзя бросать в костры, разводимые для сжигания мусора на приусадебных и дачных участках в осеннее время.

 

 

 

 

12,13

Пожарная опасность при отоплении жилых помещений                    (2 ч)

Пожарная опасность печного отопления. Недопустимость обогрева  жилых помещений с помощью газовых и электроплит. Необходимость соблюдения правил пожарной безопасности при пользовании бытовыми электрообогревателями, газовыми котлами.

Меры пожарной безопасности по предупреждению пожаров от печей, каминов.

 

 

 

 

 

 

 

обучить мерам безопасности при пользовании печным отоплением, сформировать навыки безопасности при обогреве помещений в холодное время года

 

Занятие 1.

Беседа о том, как люди обогревают свои жилища. Рассказ об истории отопления жилища (педагога или учащегося).

Самостоятельная работа учащихся: «Определите плюсы и минусы известных вам видов отопления жилища».

Обсуждение правил безопасности при обогреве жилища (учащиеся комментируют правила, зачитываемые педагогом)

Работа учащихся с мультимедийными изображениями (игра «Правильно- неправильно»)

Коллективная работа – составление окончательной памятки по мерам безопасности при отоплении.

Занятие 2.

Просмотр видеоматериала по пожарам, возникающим из-за печного отопления, с последующим обсуждением.

Рассказ педагога или учащегося об истории печного отопления.

Самостоятельная работа учащихся с плакатом,  изображающим пожароопасные ситуации при печном отоплении.

Закрепление знаний -- видео-опрос или ролевая игра «Чтобы печь не могла обжечь» с использованием видеоматериала.

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации для учащихся: записать правила безопасности, которые необходимо выполнять применительно к тем  отопительным приборам, которые используются у них дома.

 

 

 

 

14

Опасность электричества и электроприборов                             (1 ч)

В каких случаях электроприборы, розетки и  электросети бывают опасными. Действия на случай  загорания или задымления электропроводки или  включенных электроприборов. Профилактические меры по предупреждению пожаров от электрооборудования и электроприборов

 

обобщить имеющиеся знания по соблюдению мер пожарной безопасности при пользовании электрическими приборами, сформировать навыки по действиям в случае загорания или задымления электропроводки или включенных электроприборов.

 

Беседа об использовании электричества в быту, промышленности и производстве.

Рассказ педагога об электротехническом комплексе (с использованием рисунков, схем, плакатов).

Беседа «Что такое перегрузка и короткое замыкание?»

Коллективное составление памяток «Первые признаки пожара от электрооборудования», «Действия в случае возгорания».

Ситуационные игры «Назови свои действия»: а) при искрении розетки; б) при возгорании телевизора; в) при отключении электричества; г) при задымлении от щитка.

Рекомендации для учащихся: обратить внимание на выполнение членами его семьи правил пожарной безопасности при пользовании бытовыми  электроприборами.

 

Прочитать  параграф 3 второго раздела учебного пособия

 

15,16

Если  возник пожар (2 ч)

Действия школьников при обнаружении пожара,  загорания, задымления. Меры по предупреждению   отравления дымом, получения ожогов. Сообщение о пожаре по телефону. Вызов  помощи  при отсутствии   телефона или невозможности им  воспользоваться.

 

 

 

 

обучить учащихся правильным  действиям в случае возникновения пожара.

 

Занятие 1.

Беседа «Самое важное при пожаре – избежать паники»

Тестирование – см.пособие «Что мы знаем об ОБЖ: 5-9 классы (комплект тестовых заданий)» 

Разбор ситуаций «Когда надо вызывать пожарных, а когда можно справиться самим?»:

на кухне  появился дым от подгоревшей на плите пищи; 

огонь быстро распространяется, и потушить его в начальной стадии не удалось;

спичка сломалась при зажигании, и ее горящая часть упала на ковер возле плиты;

квартира или подъезд заполнены едким дымом;

вы случайно задели подсвечник с горящей свечой, и он опрокинулся на стол;

вы заметили пожар в окне чужой квартиры или дома;

туристы возле водоема разожгли костер;

вы обнаружили лесной пожар или дымящиеся торфяники.

Тренировочное упражнеие на проговаривание текста сообщения о пожаре.

Самостоятельная работа учащихся -- определить возможные варианты спасения из различных ситуаций. Например: «Что делать, если прохожий ничего не ответил?»,  «Что делать, если прохожий согласился сообщить о пожаре, но тут же вошел в проходящий автобус и уехал?», «Что делать, если прохожий сказал, что телефон 101 занят и он будет звонить туда позже?»,  «Надо ли при этом плотно закрывать за собой двери и почему?».

Коллективное обсуждение –«Что делать при задымлении в подъезде?»

Занятие 2.

Форма проведения – соревнование с распределением заданий командам (см. учебно-методическое пособие для 5-6 классов)

 

 

 

 

Рекомендации для учащихся: можно предложить учащимся заполнить анкеты для следующего занятия  (см. тему 5 учебно-методического пособия).

Прочитать  параграф 4 второго раздела учебного пособия

 

17

Пожароопасные объекты – не место  для игр   (1 ч)

Опасность неосторожного обращения с огнем в сараях, подвалах,  чердаках, гаражах, сенохранилищах, строительных бытовках. Обоснованность запрещения использования открытого огня на  указанных объектах (например,  освещение свечами,     спичками, зажигалками и т.д.)    

ознакомить с мерами предотвращения пожаров на пожароопасных объектах, разъяснить учащимся опасность игр на таких объектах и возможные последствия.

Анкетирование учащихся с целью изучения, где они проводят досуг  (с указанием опасных мест)

Просмотр и обсуждение видеоматериалов по данной теме.

Проверка прочности усвоения знаний --блиц-опрос ( задания из учебного пособия «Что мы знаем об ОБЖ: 5-9 классы: комплект тестовых заданий») или видео-опрос (видеоматериал, представленный РОВД, РОЧС); творческое задание «Безопасное жилище» или игра «Составь правила безопасности».

 

Рекомендации для учащихся: побеседовать с родителями на тему безопасности игровых мест во дворе, посоветоваться, следует ли что-нибудь сделать, чтобы повысить безопасность этих мест. Обязательно уточнить у родителей меры безопасности при выезде в места отдыха.

 

 

18,19

Экскурсии в подразделение по чрезвычайным ситуациям (2 ч)

Посещение ближайшего подразделения по чрезвычайным   ситуациям. Подготовка учащихся к экскурсии            

 

продолжить знакомство учащихся с работой спасателей, сформировать у них чувство ответственности за последствия нарушений правил пожарной безопасности, воспитать такие качества, как товарищество и взаимопомощь.

 

  1. Подготовка к экскурсии: объяснение цели, напоминание мер безопасности во время экскурсии и в подразделении МЧС, краткое напоминание  содержания раздела.
  2. Экскурсия.

 

Рекомендации для учащихся: рассказать родителям о состоявшейся экскурсии, полученной информации и своих впечатлениях  о проведенном мероприятии.

 

 

20

Опасность весенних пожаров (1 ч)

 

Опасность  возгорания прошлогодней сухой травы. Недопустимость выжигания сухой травы. Меры безопасности при устройстве костров на приусадебных участках для сжигания сухих веток, прошлогодней травы и листьев, иного мусора. Повторение правил безопасности при разведении костров.

разъяснить опасность выжигания сухой травы, веток и мусора на приусадебных и дачных участках; сформировать навыки безопасного поведения возле костров.

 

Задание для самостоятельной работы учащихся: назвать причины пожаров, характерных для каждого времени года.

Коллективное обсуждение причин пожаров всной.

Повторение правил разжигания костров (в любой форме)

Решение ситуационной задачи: «Центральное отопление отключили, но в результате снижения температуры воздуха в квартирах не достаточно тепло»

Показ видеоролика об опасности сжигания сухой травы весной с последующими комментариями учащихся.

Блиц-опрос по рассматриваемой  теме (со всем классом или разделенным на  команды).

Рекомендации для учащихся: подготовить «Памятку для родителей», в которой записать меры пожарной безопасности, которые помогут не допустить пожаров в весенний период с учетом того, где родители сталкиваются с этой проблемой – при уборке дачного или приусадебного участка (меры по разведению костров для сжигания мусора).  

 

 

 

 

РАЗДЕЛ  “ЗАЩИТА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ”

 

 

 

21,22

Места особой опасности. Встреча с опасной компанией (2 ч)

Места особой опасности: овраги, глухой лес, темные аллеи, закрытые дворы, стройки, чердаки, подвалы, лифты, траншеи, шалаши, бытовки, лестницы. Опасности, с которыми там можно столкнуться. Способы их предотвращения. Угрозы, их распознавание. Способы и приемы защиты в случаях опасности. Что такое насилие. Опасность различных видов насилия.

 

Сообщение о насилии или его угрозе родителям, учителям. Вымогательство, приемы защиты от него. Признаки различных видов мошенничества и обмана. Разгадывание обмана по особенностям поведения людей. Умение противостоять обману. Противодействие ситуациям обмана и насилия в семье.

 

 

 

 

 

ознакомить  учащимся с местами, представляющими особую опасность, научить правилам предупреждения последствий небезопасного поведения. 

Занятие 1.

Обсуждение содержания видеороликов о проведении досуга. Формулировка выводов учащимися.

Беседа по презентации «Места особой опасности» (электронно-образовательный ресурс на платформе Moodle).

Самостоятельная оценочная работа учащихся с текстом  памяток). -- там же.

Тренировочные упражнения на распознавание угроз и способов предупреждения опасностей в общении.

Мини-ролевая игра: «Компания предлагает вам участвовать в таком-то… действии. Оно вам явно не нравится. Как нужно ответить?»

Устное прослушивание заключительных памяток по мерам безопасности.

 

 

Занятие 2.

Полностью проводится педагогом по материалам пособия «Профилактика домашнего насилия» Минск:ЮНИСЕФ,2014.

 

 

Прочитать  параграф 1 третьего  раздела учебного пособия

23

Возможность похищения (1 ч)

Похищение детей и подростков. Приемы, используемые похитителями. Транспорт и похищение детей. Правила поведения, помогающие избежать похищения. Способы защиты и приемы подачи сигналов в случае похищения.

 

 

 

 

 

 

обучить учащихся способности распознавать ситуации возможного похищения и способам их предотвращения.

 

Задание на вопроизведение ассоциативного опыта учащихся: «Расскажите известные эпизоды из фильмов, где похищают людей. Назовите ошибки, которых можно было избежать».

Решение ситуационной задачи: (см. методическое пособие).

Рассказ педагога о возможных способах похищения. Чтение материала из учебного пособия для учащихся по данной теме.

Обсуждение проблемы «Транспорт и похищение – самый опасный вариант» . Совместная деятельность педагога и учащихся по разработке правил поведения, помогающих избежать похищения.

Объяснение педагогом способов защиты и подачи сигналов при похищении.

 

Рекомендации для учащихся: записать в домашнюю телефонную книгу точный адрес школы и номер телефона; проверить, есть ли у родителей в книге номер телефона вашего друга (подруги); проверить у родителей, хорошо ли они могут описать внешний вид вашего портфеля и  одежды, в которой вы обычно ходите в школу (шапка, куртка, свитер, пиджак…) Можно попросить у них сделать на одежде пометку (царапину на подошве обуви, на портфеле, ниточку на куртке или что-нибудь подобное).

Прочитать  параграф 2 третьего раздела учебного пособия

25

Практическое занятие (1 ч.)

 

закрепить полученные знания по мерам  безопасности в местах особой опасности, при встрече с незнакомыми людьми

Решение ситуационных задач по темам «Места особой опасности. Встреча с опасной компанией» , «Возможность похищения»

.

 

 

23

Аварийные ситуации в жилом доме (1 ч)

   Опасные ситуации в доме, связанные с электробытовыми приборами, неисправной электропроводкой, газовыми плитами, системой водоснабжения. Возможные последствия аварийных ситуаций. Меры по предотвращению их возникновения. Действия при их возникновении.

 

ознакомить учащихся с возможными аварийными ситуациями в жилом доме, научить их правильно действовать в подобных случаях.

Блиц-опрос: «Назовите известные вам аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилых домах, и что, по вашеиу мнению, является их причиной».

Педагог разъясняет различие между аварийной ситуацией и чрезвычайной ситуацией.

Раскрытие темы  проводится по направлениям – аварии, связанные с электричеством, теплообеспечением, газо- и водоснабжением, и по возможности сопровождаетя разъяснениями учащихся и  видеоматериалами.

Ход занятия можно вести по схеме: вид аварийной ситуации – видеоматериал – причины – меры по предотвращению – действия в случае возникновения подобной аварийной ситуации.

Составление учащимися алгоритмов действий при различных аварийных ситуациях в жилом доме.

Для закрепления знаний можно провести сюжетно-ролевую игру «Пресс-конференция» (см. пособие для педагогов)

 

26

Электрический ток и его опасность (1 ч)

Опасность поражения электрическим током. Опасность электрических проводов, линий электропередач, электроподстанций.  Меры предупреждения.

 

 

разъяснить учащимся опасность электрических проводов и линий электропередач,  а также обучить действиям по предупреждению случаев поражения электрическим током.

 

Проверка знаний учащихся о пожарах от неисправности электрооборудования, полученных на занятиях по разделу «Правила пожарной безопасности».

Рассказ педагога о высоковольтных линиях и предупреждающих знаках с использованием плакатов, видеоматериалов, схем.

Ситуационные игры по выходу из ситуаций, представляющих  опасность, связанную с электричеством.

Рекомендации для учащихся: по дороге  из школы обратить внимание, есть ли на  пути линии электропередач, а дома составить краткую памятку по действиям в случае возникновения аварии на электростанции.

 

27

Практическое занятие (1 ч)

 

закрепить полученные знания по мерам  безопасности в  жилых домах.

Решение ситуационных задач, ситуационные игры по темам «Электрический ток и его опасность», «Аварийные ситуации в жилом доме»

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ «ОХРАНА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ»

 

 

 

28

Природные опасности (1 ч)

Использование лечебных растений в народной медицине. Ягоды  знакомые и незнакомые. Грибы съедобные и ядовитые. Отличие ядовитых растений.  Действия и первая помощь в случае отравления ядовитыми растениями и грибами.

 

 

 

 

раскрыть учащимся способы различения полезных и ядовитых растений, грибов, ягод и обучить первым доврачебным мерам в случае отравления.

Игра-инверсия:  вычленение ядовитых грибов из общего перечня. Учащимся задается вопрос: «Кто назовет наибольшее количество любых грибов, которые растут в наших лесах?».

Совместная деятельность педагога и учащихся по соспостпвлению внешних  характеристик опасных грибов и съедобных, схожих по признакам.

Воссоздание виртуальной картины  лесного сообщества при поиске грибов с использованием фотографий.

Рассказ педагога о мерах доврачебной помощи при случайном отравлении грибами и ягодами.

Аналогичный алгоритм может быть использован при объяснении материала об опасных ягодах.

Рекомендации для учащихся: изучить вместе с родителями инструкцию по приготовлению растворов лекарственных растений (на выбор) или прочитать дополнительную литературу о грибах.

 

 

 

 

29

Правила поведения в жаркую погоду (1 ч)

Солнечные ожоги, солнечные и тепловые удары. Меры по их предупреждению. Первая помощь пострадавшим. Правила поведения в жаркую погоду у водоемов. Одежда и головные уборы для жаркой погоды. Жажда и ее утоление.

раскрыть опасности, связанные с неправильным поведением в погодных условиях и обучить мерам первой доврачебной помощи.

 

 

Стимулирование учащихся к обсуждению темы  с помощью наводящих вопросов: «Утром объявили, что температура днем будет 28 градусов тепла. Какую одежду вы выберете в этот день?», «Можно ли кроссовки надевать на голые ноги? Почему?», «Из каких тканей должна быть одежда в такую жару?», «Какие напитки нужно пить в очень жаркий день?», «Нужно ли употреблять соль или соленые продукты?» и т.д.

Рассказ педагога о признаках перегрева и мерах по его предупреждению, о солнечных ожогах и тепловых ударах.

Работа со схемой «Меры спасения – ошибки при спасении».

Реконструкция знаний учащихся о правилах  поведения у водоемов в жаркую погоду.

Обобщение пройденного материала: «Назовите четыре главных правила оказания помощи человеку, получившему тепловой или солнечный удар».

 

Прочитать  параграф 2 четвертого раздела учебного пособия

30

Меры по предупреждению негативных последствий при нахождении на улице в сильный мороз (1 ч)

Обморожение, меры профилактики. Одежда и обувь для зимней погоды. Меры оказания помощи при обморожении и переохлаждении.

 

 

раскрыть меры по предупреждению обморожения; обучить навыкам предосторожности при нахождении на улице в сильный мороз; воспитать уважение к собственному здоровью.

 

Урок проводится в виде ученической конференции «Как избежать обморожения?» Темы для сообщений: Одежда. Обувь. Головные уборы. Пища. Признаки обморожения. Первая помощь при обморожении.

                                                     

                                             

 

 

Рекомендации для учащихся: проверить дома готовность личной  обуви и одежды к зимнему сезону

31,32,33

Меры безопасности при купании и плавании (3 часа)

Правила поведения  у водоемов. Места, опасные для купания. Запрещающие знаки.

Меры безопасности при плавании и нырянии. Предотвращение травм при плавании, нырянии,  нахождении на берегу.

Практическое оказание помощи и самопомощи при судорогах и травмах.

 

обучить учащихся мерам безопасности при купании и плавании; развить способность определять наиболее опасные ситуации при купании; воспитать чувство ответственности за свое здоровье и жизнь при нахождении на водоемах.

 

Занятие 1.

Обсуждение фотографии «Набережная» (электронно-образовательный ресурс на платформе  Moodle) с последующими выводами учащихся.

Знакомство с инструкцией спасателя о правилах безопасного поведения у водоемов (электронно-образовательный ресурс на платформе Moodle).

Беседа «Какие запрещающие знаки вы видели на водоемах?»

Разбор ситуаций опасного поведения у водоемов (видеоролики передачи «Спасатели», сообщения в прессе и СМИ)

Занятие 2.

Коллективное составление памяток «Выбор места для ныряния и плавания», «Как избежать травм при нырянии и плавании?», «Соблюдение режима купания».

Тестирование учащихся по изученном материалу.

Занятие 3.

Беседа с учащимися о способах помощи при судорогах с сопутствующей демонстрацией плакатов.

 

 

34

 

Травмы, их причины. Меры и способы оказания помощи (1 ч)

Что такое травма. Виды травм. Причины травм. Наиболее опасные места, где можно получить травму. Домашний травматизм.

Практическое занятие. Оказание доврачебной помощи.

 

раскрыть причины получения травм; ознакомить с правилами оказания доврачебной помощи при травмах; воспитать чувство осторожности и внимательности.

 

Краткий рассказ педагога о травмах, их причинах и видах.

Презентация-опрос о домащнем травматизме (см. электронно-образовательный ресурс на платформе Moodle).

Беседа «Как хранить инструменты и острые предметы дома?»

Обобщение в виде самостоятельной работы учащихся: «Назовите все опасности, которые вы узнали на уроках ОБЖ и которые могут привести к травмам».

Практическое упражнение по оказанию доврачебной помощи при порезах и небольших  травмах.

Рекомендации для учащихся: понаблюдать, правильно ли члены семьи обращаются с опасными предметами и как они их хранят,следят ли за прочностью мебели, правильным укреплением светильников и т.п.

35

Практическое занятие (1 ч)

 

Развить умения  конструктивного поведения в ситуациях, опасных для физического и психического здоровья

Рекомендуется использование материалов пособия «Профилактика домашнего насилия» . -- Минск: ЮНИСЕФ, 2014.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н.Н. Яковлева, ведущий научный сотрудник

Национального института образования,

кандидат педагогических наук

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.