Отдел образования, спорта и туризма Житковичского райисполкома
ГУО «Брониславский детский сад-базовая школа»
ЭБРУ – РИСОВАНИЕ НА ВОДЕ
Выполнили воспитанники
интегрированной группы
детского сада
Ефимович Елисей, Северенчук
Лиана
Руководитель: воспитатель
Рогалевич Т. И.
Содержание
Введение ……………….…………..………………………….….3 |
|
Глава 1. Что такое эбру….……………..….…………………….4 |
|
Глава 2. Практическая часть……..……………………..….….5-6 |
|
Заключение ………………………………….…………...………6 |
|
Список использованной литературы ……….………………….7 |
Введение
На занятиях в детском саду мы часто рисуем красками. Все наши рисунки наносятся на бумагу так: макаем кисточку в воду, набираем краску, наносим на бумагу. Мы заметили, что когда кисточка смывается в воде, краски разных цветов смешиваются и образовывают новые цвета: жёлтый и синий дают зелёный, красный и чёрный – коричневый. Нам стало интересно: а можно ли рисовать на воде? Наш вопрос не остался без ответа: «Конечно, можно, - ответила воспитательница Татьяна Ивановна.- Есть такая технология, называется эбру. А что это такое, мы узнаем и даже попробуем с вами вместе».
Цель: изучение техники рисования эбру в домашних условиях.
Задачи:
изучить историю возникновения эбру;
выяснить, как можно рисовать на воде в домашних условиях;
определить, какой из растворов для рисования даёт наилучший результат.
Объект исследования: эбру как техника рисования на воде.
Методы исследования:
- анализ изученной литературы и Интернет-ресурсов;
-эксперимент;
-наблюдение.
Гипотеза: можно рисовать на воде красками, заменив старинный рецепт на современные материалы, без потери качества рисунка.
Глава 1. Что такое эбру.
Искусство эбру пришло к нам с Востока. «Танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумага с облаками», «волнообразная бумага», – так по-разному называют искусство эбру в странах Востока. В Европе же просто говорят – «турецкая бумага», так как впервые с этими изящными, красивыми картинами европейцы встретились именно в Стамбуле.
Название эбру произошло от персидского слова “об” (вода) + “ру” (на). На турецком его адаптировали как "эбру", что значит "на воде".
Большинство историков и искусствоведов сходятся во мнении, что техника эбру зародилась в Турции, поскольку именно там находится наидревнейшее произведение эбру, датированное 1554 годом. Еще в 19 веке мастера красок повсеместно практиковали изображения, нанесенные на поверхность воды. В европейских странах это искусство получило название «турецкая бумага». Европейцы использовали технику для украшения книг и ценных документов: делали на разноцветной узорчатой бумаге важные записи (указы, свидетельства), подделать такой документ не предоставлялось возможным. Искусство эбру передавалось мастерами их ученикам из поколения в поколение.
Посмотрев несколько видеороликов в Интернете, мы узнали, какие материалы нужны для создания рисунка в технике эбру. Необходимы специальные краски, которые не растворяются в воде. В Турции для этих целей использовали желчь крупного рогатого скота, которая позволяла краскам не тонуть, а находиться на поверхности. Для изготовления раствора использовали экстракт колючки гевены. Раствор получался густым, как кисель. Процесс превращения танцующих красок в картину очень интересен. Художник берёт различные краски и стряхивает их с кисточки на поверхность воды. Капли краски не растворяются в воде, а остаются на ее поверхности. Затем художник начинает осторожно водить по воде шилом, превращая капли краски в картину. Капли красок превращаются то в небывалые цветы, то в людей, то в сюжеты из сказок. Когда картина на воде окончена, сверху, очень аккуратно, кладут лист бумаги. Лист снимают через несколько секунд, уже с узором. Краски полностью переносятся на бумагу, а вода в поддоне при этом становится абсолютно чистой.
Глава 2. Практическая часть.
Для того, чтобы создать рисунок на воде, нам потребовались:
– подносы;
– вода;
– загуститель;
– краски;
– кисти (отдельная для каждого цвета);
– шило (мы заменили его на заостренные бамбуковые палочки);
– расчёска с редкими и длинными зубьями;
– бумага (не глянцевая).
В качестве загустителя мы решили использовать крахмал, канцелярский клей, желатин. Один из опытов провели на молоке. Краски взяли акриловые и гуашь.
Эксперимент №1. Рисование на киселе.
Для этого эксперимента мы сварили негустой клейстер из крахмала. Раствор остудили, добавили в него канцелярский клей. Краски развели водой до жидкого состояния. Веерной кисточкой с помощью брызг сформировали фон, используя краски контрастных цветов. Мы увидели, что акриловые краски не смешиваются между собой, не тонут и не растворяются в воде, оставаясь на её поверхности и образуя неповторимые узоры. Гуашь образовывала точки, стекала вниз раствора. Бамбуковой палочкой набирали краску и ставили капли в раствор. Капли расходились кругами по поверхности. В центр образовавшегося круга ставили точки краской другого цвета, который также образовывал внутренний круг. Так мы использовали поочерёдно несколько цветов. С помощью бамбуковой палочки получившийся орнамент превращали в цветок. Затем на поверхность рисунка положили лист бумаги и, аккуратно стягивая о бортик подноса, снимали его. Рисунок оставался на бумаге.
Мы сделали вывод, что краски для рисования должны быть жидкими, тогда они смогут растекаться, а вода — густой, чтобы удерживать краски на поверхности. Самый красивый рисунок получился с акриловыми красками.
Эксперимент №2. Рисование на молоке.
Молоко — тоже жидкость, но оно гуще воды. Для этого эксперимента нам понадобилось 2 пакета молока жирностью 2,5% и 3,5%.
Акриловыми красками мы нарисовали узоры и перенесли их на листы бумаги. Краски на молоке хорошо растекаются, выглядят сочно. Ярче узоры получились на молоке большей жирности. При переносе рисунков на бумагу, мы заметили, что рисунки на листах выглядят значительно бледнее, чем на молоке.
Эксперимент №3. Рисование на воде.
В воду добавили глицерин. С помощью кисточки попробовали акриловыми красками набрызгать мраморные узоры, затем разрисовали их палочками. Мы заметили, что краска быстро падает вниз, рисунок на бумаге получается светлый.
Эксперимент №4. Рисование лаком для ногтей.
В ёмкость налили тёплую воду. Кисточкой капали лак, который, растекаясь, образовывал круги. Лучший результат получился, когда мы использовали гель-лак и горячую воду. Полученный узор перенесли на пластмассовые коробочки, опустив коробочки в воду. Получилось красиво и стильно. По такой же технологии мы пробовали перенести рисунок на бумагу, но у нас ничего не получилось.
Эксперимент №5. Рисование на растворе из желатина.
А что, если использовать для загущения воды желатин? Попробовали. Желатин сделал воду слишком густой. Краски не тонули, но и не растекались по поверхности: рисунок эбру не получился. Тогда мы развели раствор и попробовали ещё раз. Краска на поверхности держалась недолго, рисунок хорошо перенёсся на бумагу, но цвет неяркий.
Эксперимент №6. Использование силикатного клея.
Мы попробовали сделать из силикатного клея густую воду для рисования.
В поднос налили воды и добавили канцелярский клей. Осторожно капали кисточкой с акриловой краской на полученный раствор. С помощью бамбуковой палочки попробовали нанести различные узоры. Краски красиво растекались, но отпечаток на листе получился бледный.
Выводы
С помощью техники рисования эбру изображение, созданное на воде, можно переводить на бумагу, ткань, дерево, стекло, керамику, пластмассу и другие материалы. Самые яркие изображения получаются на клейстере из крахмала.
Заключение
Процесс рисования эбру оказался очень увлекательным! Особенно интересно, что при нанесении капель красок на поверхность воды образуется непредсказуемый и завораживающий рисунок с причудливыми линиями.
Теперь мы знаем, что краски должны быть жидкими, а поверхность, на которой рисуют - густой, чтобы удерживать краски на поверхности.
Мы почувствовали себя настоящими художниками. С точки зрения материальных затрат, это увлечение довольно экономное и не требует больших затрат. Техника эбру в домашних условиях доступна для каждого, это необычайно увлекательный вид творчества. Её можно использовать для создания картин, оформления интерьера. Бумагу, расписанную в этой технике, мы применили для оформления творческих работ, например, открыток, аппликаций.
Литература:
- Древнейшее искусство рисование на воде//Сайт «Аква Эксперт»
- Искусство росписи по воде http://ebru-art.ru/
- Рисование на воде//Сайт «Волшебная палитра»
- Технология традиционного эбру// Сайт «Искусство росписи на воде» - http://ebru-art.ru/
- http://galinadolgikh.com/ebru-risovanie-na-vode/
- http://ru.wikipedia.org/