Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РОГАЛЕВИЧ Т.И.

Дата: 12 декабря 2018 в 07:57, Обновлено 17 октября 2024 в 12:20
Автор: Таненя С. Г.

Государственное учреждение образования

«Брониславский детский сад-базовая школа»

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  В НЕРЕГЛАМЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ »

                                                       Рогалевич Татьяна Ивановна,    

                                                       воспитатель дошкольного образования 

                                                       +375(29)957-77-45

                                                       e-mail: bronislav1978@mail.ru

Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. С. Гин

Каждый ребёнок рождается исследователем. Важнейшими чертами детского поведения являются потребность в новых впечатлениях, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире.

Детям в дошкольном возрасте  присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и практический метод экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци  [1, с. 159], Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие.

Для меня эта тема актуальна потому, что применение метода экспериментирования в детском саду даёт возможность детям  получать  реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения; развивается речь ребёнка; происходит накопление фонда умственных приёмов и операций; формируется самостоятельность; развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки.

 «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.  В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что ребёнок дошкольного возраста  ещё не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Всему этому его можно научить пройдя совместный путь исследования и экспериментирования. Поэтому работа по данному направлению позволяет решить проблему  ограничения исследовательской деятельности  ребёнка взрослыми  многочисленными запретами: «не лезь», «не тронь», «не делай». Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным, а он сам бы хотел исследовать все: разбирать игрушки, изучая их устройство, измерять глубину лужи. Не замечая этого, мы прерываем его исследовательские порывы, пытаясь направить его познавательную деятельность в то русло, которое сами считаем необходимым. В итоге мы, не обращая внимания на природную исследовательскую потребность ребенка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности.        

Наблюдая за своими воспитанниками, я отметила, что в результате запретов и ограничений родителей у детей снижен  познавательный интерес, недостаточно сформировано представление об окружающем их мире.

Поэтому я поставила перед собой следующую цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса через организацию экспериментальной деятельности.

В соответствии с поставленной целью определила следующие  задачи:

  1. изучить психолого-педагогическую методическую литературу и опыт коллег по данному вопросу;
  2. пополнить предметно-пространственную среду для детского экспериментирования;
  3. выявить и внедрить в практику работы  наиболее эффективные формы работы по повышению познавательного интереса детей к экспериментированию.

Работа над опытом проходила с 2016 по 2018 год.

Вначале я обратилась к изучению психолого-педагогической методической литературы и опыта коллег.

Развитие интеллектуальной активности старших дошкольников, особенностей эвристической деятельности детей старшего дошкольного возраста раскрыты в публикациях Е.И. Смолер.  Автор показывает, что эвристический метод  обучения предполагает собственный поиск ребёнка, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых педагогом. Основные составляющие этого метода – выявление проблемы, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты и эксперименты, а также сделанные на их основе выводы, даёт большой образовательный эффект. Е.И. Смолер считает, что основной движущей силой поискового интереса детей является система вопросов и заданий, которые ставятся перед детьми в виде различных проблемных ситуаций. [2, с. 48]. В исследованиях Е.С. Бабуновой, Т.А. Куликовой, Л.М. Маневцовой и других доказано, что уже в старшем дошкольном возрасте можно сформировать достаточно устойчивый, действенный и глубокий интерес как самостоятельное проявление. [2, с. 22]

Глубокое психологическое  изучение детского экспериментирования было проведено Н.Н. Подьяковым. Позиция учёного заключается в том, что детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества, именно в нём наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний, на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. [2, с. 48].

 Изучая методическую литературу,  я обратилась на сайт ГОИРО. В Методических рекомендациях «Организация исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста» под редакцией И.Н. Костромы, Т.С. Беленко, Е.Н. Шутовой. Авторы обратили внимание на то, что недостаточно внимания в дошкольном образовании уделяется поддержке детской любознательности, целенаправленному развитию  исследовательских способностей воспитанников. По мнению авторов, именно практические методы обучения – опыты и эксперименты – содействуют формированию у воспитанников элементарных умений экспериментирования, наблюдения, обследования изучаемых объектов и явлений, установления причинно-следственных связей. Исследования не должны быть жёстко привязаны к рамкам отдельного занятия, гораздо полезнее проводить их в свободное время и в виде исследовательского проекта. Включение исследовательской деятельности в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность способствует развитию познавательного интереса у детей. [3, с. 5]

Опыт коллеги  М.А. Татур, воспитателя ГУО «Ясли-сад №122 г Минска» по теме «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста» подтолкнул меня к использованию при проведении опытов наглядных схем-алгоритмов. Э.И. Новикова, заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «ДЦРР № 97 г. Гродно», указывает, что реализация экспериментальной деятельности в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с семьёй воспитанника – это и проведение консультаций, размещение информации в родительском уголке, выпуск журнала для родителей «Познаём мир вместе».

Очень интересный опыт моей коллеги И.С.Кулакевич, воспитателя ГУО «Ясли-сад №2 г. Житковичи»,  по теме «Развитие познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с явлениями и объектами неживой природе в процессе экспериментирования» показал,  как внедрить элементы экспериментирования в разные формы работы с воспитанниками, обучать воспитанников умению пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.

Автор опыта «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности» В.И. Туманенко, воспитатель ГУО «Ясли-сад №3 г. Житковичи» показывает, что детское экспериментирование способствует направлению воспитанников на осмысленную познавательную деятельность, в процессе которой они бы сами могли познавать различные свойства предметов, формирует у детей желание приобретать знания самостоятельно.

Опыт коллег натолкнул меня в дальнейшем начать работать с моими воспитанниками.

Развитие познавательной активности воспитанников непосредственно связано с организацией предметно-пространственной среды, так как именно практическая среда даёт предпосылки к экспериментированию.

Поэтому я стала пополнять познавательно-практический центр в соответствии с  Перечнем оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования (из раздела оборудование для познавательно-практической деятельности)  пополнила детским микроскопом, увеличительными стёклами, лупой, и т.д.,  которые  позволили более глубоко и с большим интересом рассматривать и обследовать объекты живой и неживой природы.

С помощью родителей мы пополнили уголок  экспериментирования современными дидактическими играми: наборами для выращивания кристаллов, растений, опытов с магнитами, для изучения природных явлений наборы «Извержение вулкана», «Волшебный снег» и другими.  Уголок книги разнообразили энциклопедиями  «Транспорт», «Птицы», «Цветы», «Животные», «Насекомые» и др.   

Сюжетно-ролевой центр «Магазин» пополнили  сумками различной вместимости, что позволило проводить  эксперименты по определению объёма (помести большой предмет в маленькую сумку и наоборот), для сравнения массы предметов поместила  механические весы и электронные настольные весы. В игровом центре «Кухня» собрали коллекцию круп, что позволило проводить эксперименты с  крупами. Смешивая крупы с водой, мы  определили, какая крупа легче воды, почему всплывают крупинки (легче-тяжелее, крупинки испорчены либо пустая оболочка). Для проведения экспериментов используем потенциал не только сада, но и школы.  Посещаем  с детьми кабинеты физики, химии, биологии, где учителя данных предметов знакомят детей с элементарными экспериментами.

       Для успешного интеллектуально-познавательного развития ребенка в центре «Умней-ка» подобрали различные развивающие игры, разрезные картинки, шаблоны, трафареты,  магнитную азбуку, математические и геометрические наборы. Игры этой группы развивают активную умственную деятельность, умение самостоятельно определять поиск способа решения.

Часто проводим опыты-эксперименты с теми предметами, которые встречаются в повседневной жизни. Например, опыт «Сколько весит воздух?». Попробуем взвесить воздух. Взяли палку длиной  60 см. На её середине закрепили верёвочку, к обоим концам которой привязали два одинаковых воздушных шарика. Подвесили палку за верёвочку в горизонтальном положении. Предлагаю детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткнули иголкой один из надутых шаров. Из шарика вышел воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднялся вверх. Почему? (шарик без воздуха стал легче). Что произойдет, когда мы проткнём и второй шарик? Проверили это на практике. У нас опять восстановилось равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же как и надутые.  Опыт «Разная вода» позволил не только узнать о свойствах воды, но и акцентировал внимание воспитанников на безопасной жизнедеятельности. Предлагаю ребятам в стакан воды насыпать песок. Что произошло? Можно ли пить такую воду? (вода грязная, пить её нельзя). А что нужно сделать, чтобы она стала чистой? (очистить от грязи). Предлагаю очистить воду с помощью фильтра. Показываю, как сделать фильтр из марли и закрепить  на ёмкости. Затем осторожно, понемногу, льём грязную воду в  банку с фильтром. Затем фильтр убираем. Какая стала вода? Где делась грязь? Можно ли  пить эту воду? (воду необходимо прокипятить). Таким образом, мы узнали самый простой способ очистки воды.  Где может пригодиться такой способ? (в походе, набрать воду из речки).

На игровой площадке на улице также расположили предметы для экспериментирования.  

Для определения направления ветра на участке установили флюгер. В безветренную погоду наш флюгер не кружится, стоит на месте. Вопрос: Что это означает?

Для игр с воздухом изготовили воздушного змея. Использую игру с вертушками «Сильный – слабый ветер». Когда я говорю «сильный ветер», дети бегают сильнее, «слабый ветер» - медленнее. Это позволяет ответить на вопросы: С какой силой дует ветер? Как вы узнали? В каком направлении? Какой прибор помогает определить направление ветра?

Определить направление движения воздуха помогает опыт «Ловушка для ветра». В одноразовой пластиковой тарелке вырезали середину. К получившемуся кольцу по периметру привязали разноцветные ленты из  пластиковых мешков для мусора.  Тарелку привязали на качели и смотрели, как ленточки меняют направление своего полета. Вопросы: Почему не все ленточки движутся в одном направлении? Как зависит движение ленточек от их длины?

Для определения свойств песка  (лёгкий – тяжёлый) провели опыт «Пустыня в песочнице». Мы разровняли песок в песочнице, а затем с помощью длинных соломинок от сока дули на поверхность песка. На песке формируется рябь, волны и холмы – песчаные барханы, как в настоящей пустыне. Лёгкие песчинки сформировали рябь, более тяжёлые барханы. А фигурки пауков, змей и верблюдов превращают опыт в сюжетно-ролевую игру «Идёт караван».

Изготовили бумажные кораблики и опустили  в поддон с водой. Дети дули на паруса, кораблики плыли. Этот опыт позволил ответить на вопросы: Почему корабль не тонет? Что произойдёт с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Этот опыт позволяет изучить не только физические, но и природные явления. Закрепляем опыты просмотром видеофрагмента о природных явлениях.

Опыт «Рисунки ветра». Ветер может не только петь и играть, но даже рисовать. Мы подготовили бумажную тарелку, намазав на нее вазелин. Отнесли вечером на площадку и поставили на землю. На следующий день увидели, какие удивительные рисунки нанес ветер при помощи песка,  семян растений, трав и любопытных насекомых. Вопросы: Семена  каких растений прилипли на тарелочку? Зачем ветер разносит семена? Что будет, если ветер не будет помогать семенам растений улетать подальше от материнского растения? Ветер для растений друг? А что будет, если подует очень сильный ветер? (растения и деревья могут повредиться). Как называется сильный ветер? (буря, смерч, ураган). Вторую тарелочку мы поставили на обочине у дороги. К тарелочке прилипли грязь, мусор, копоть. С помощью этого эксперимента мы узнали, что воздух возле обочин грязный, собирать ягоды и грибы у дороги нельзя. Так как грибов и ягод в нашей округе много, этот опыт поможет детям в повседневной жизни выбрать правильное место для их сбора.

Предметная пространственная среда мобильна,  постоянно обновляется и пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей и предложенной темой эксперимента, количеством проведенных опытов.

Также в своей работе использую игры-экспериментирование. Игра

«Поймай льдинку». Мы опускаем  в прозрачную ёмкость с водой 5 – 10 небольших льдинок. Я заданию  детям: «Посмотрите, что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давайте их спасать!» Дети сачком достают из воды льдинки покрупней и складывают их в отдельную посуду. После того, как все льдинки были извлечены, спрашиваю: «Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало? (они растаяли, превратились в воду)». В начале эксперимента на банке маркером отмечаю уровень воды. После того, как льдинки растаяли, определяем, увеличился ли уровень воды в банке и почему. Этот эксперимент развивает у детей координацию движений, знакомит со свойствами воды, закрепляет классификацию большой - маленький (определить льдинки по размеру).

Цель игры «Печём печенье» - знакомство со свойствами песка, развитие моторики, координации движений. В одну ёмкость мы засыпали  сухой песок, в другой влажный. Предлагаю испечь печенье из песка. Дети  пробуют исполнить действия с сухим песком и влажным. Постепенно, в результате игры дети понимают, что из сухого песка нельзя построить ничего, а влажного можно. (вода связывает песок в единый композитный материал). Вопрос: где дома можно увидеть подобное явление (папа строит и замешивает цемент, который без воды ничего не скрепляет; проговариваю, что самим цемент брать опасно, так как он может попасть в глаза и сжечь кожу рук).

Игра “Необыкновенные следы” помогает детям развить тактильную чувствительность, воображение, сенсорные представления, мелкую моторику; снижает  психофизическое напряжение; регулирует мышечное напряжение, расслабление; формирует знания о свойствах песка. В начале игры ввожу сказочный персонаж – Деда-охотоведа, который здоровается с детьми и просит их  намочить песок. Он показывает,  как “идут медвежата”, а дети повторяют - кулачками и ладонями с силой надавливают на песок; как “прыгают зайцы” - кончиками пальцев ударяют по поверхности песка, перемещая руки в разных направлениях; как “ползут змейки” - расслабленными или напряженными пальцами рук делают поверхность песка волнистой (в разных направлениях); как “бегут жучки - паучки” – дети двигают всеми пальцами, имитируя движения насекомых. Дети создают на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы. Затем пробуем оставить отпечатки следов в ёмкости с сухим песком. Определяем, почему следы во второй ёмкости нечёткие, где – на снегу или земле - легче определить следы животных. Далее по энциклопедии «Животный мир Беларуси» рассматриваем,  где чей след. Заканчиваем игру изодеятельностью, рисуем зайца, медведя и их следы под песню из мультфильма «Маша и Медведь» «Зверя по следам любого…». Это позволяет повысить познавательный интерес воспитанников.

В уголке природы размещены комнатные растения, где дети не только учатся ухаживать за ними, но и развивают  познавательный интерес в исследовательской деятельности: выращивая растения, мы наблюдаем за тем, какие из них растут быстрее, сравниваем цвет и форму листьев, рассматриваем их через лупу, опытным путем определяем условия, необходимые для их роста и развития.

Интересным был опыт «Какие корни у растений тундры». Целью опыта

было установить взаимосвязь формы корней с особенностями почвы. Вначале я провела  беседу об особенностях климата в тундре (мерзлота).  Выяснила,  какие  должны  быть  корни,  чтобы  растения  могли  жить  при вечной мерзлоте. Для проведения опыта поместили влажную вату в прозрачную ёмкость, пророщенные бобы положили на вату и накрыли влажной тканью. Ёмкость поставили на прохладный подоконник. В течение недели наблюдали за ростом корней и их направлением. В итоге корни стали в стороны, параллельно дну ёмкости. Почему? (земля в тундре оттаивает только у поверхности, а дальше она мерзлая и твердая. Поэтому корни растут только в оттаявшей и теплой земле над мерзлотой, а в мерзлоте нет ничего живого.) Параллельно этому опыту высадили  в стаканчик с грунтом семена огурца. Сравнили корни, которые образовали бобы и огурец: у бобов плетистые, разветвлённые в стороны, а у огурца корешок стволовой с ответвлениями. Сделали вывод, что земля в стаканчике мягкая, плодородная. Сравнили климат тундры и Беларуси. Данный опыт позволяет задействовать зону ближайшего развития ребёнка.

Опыт «Как растения пьют воду» можно провести весело и интересно. В 4 ёмкости с водой мы добавили пищевые красители различных цветов. В ёмкости поставили листья пекинской капусты, которые окрасились в красный, жёлтый, синий и зелёный цвета. Так дети узнали, что растения тоже пьют воду. Предложила вопрос: Как вы думаете, сколько в организме человека воды? Сколько человек выпивает воды в сутки? Может ли человек прожить без воды? Сколько? А растения? Можно ли сказать, что растения, как и человек, живые? Закрепили опыт знакомством с энциклопедией «Человек». Данный опыт позволил классифицировать растения как живую природу.

Для того, чтобы опыты стали более планомерными, вместе с детьми составляем план наблюдения. В ходе наблюдений мы выявляем сходства и отличия, свойства объектов неживой природы, взаимосвязь объектов живой и неживой природы. При подведении итогов наблюдений с помощью вопросов выясняю, как усвоили дети содержание, обязательно  организую практическую деятельность детей (рисование или уход за природным объектом).

Интеграция экспериментальной работы с другими видами детской деятельности (наблюдения на прогулке, чтение, игра) позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ, способствует развитию познавательного интереса детей (Приложение 1).

Работая с детьми старшего дошкольного возраста по формированию  познавательного интереса детей, я заметила, что наиболее интересным методом является метод практического экспериментирования. В процессе экспериментирования  применяю  основные методы: наглядный (наблюдение за изменением и преобразованием объекта), словесный (объяснение, уточнение), практический (проведение самого опыта), а также ИКТ, которые позволяют воплотить принцип наглядности, помогают выявить наиболее важные характеристики физических и природных явлений, закрепить и углубить познавательный интерес моих воспитанников.

Мои воспитанники научились   выдвигать гипотезы. (Лёд – это вода, но в другой форме), проверять предположения, обобщать полученные данные и делать выводы, могут ответить на вопросы: как я это делаю, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнатьчто получить в результате.

Вся работа, проведённая с детьми, дала определённый результат. Мои воспитанники принимали 3 года подряд участие в районной конференции «Интеллект будущего», «Я – исследователь».  Исследовательские работы  «Мой любимый кролик Федя», «Магнитные чудеса»  отмечены дипломами 1 и 2 степени районного  этапа конкурса. Исследовательская работа «В саду родилась ёлочка»  принимала участие в областном этапе конкурса «Я – исследователь». В этом году я со своими воспитанниками представила на конкурс «Я – исследователь» исследовательскую работу «Эбру – рисование на воде».  При реализации исследовательских работ  повысился познавательный интерес у воспитанников, пополнилась предметная среда группы, родители стали полноправными участниками образовательного процесса.

 Экспериментирование как вид деятельности стал для детей одним из любимых. Следовательно, проводимая мною работа по развитию познавательного интереса у воспитанников дала положительные результаты. Обновлена  предметно-пространственная среда, побуждающая детей к активной исследовательской деятельности. Внедрены эффективные формы работы  по развитию познавательного интереса воспитанников посредством экспериментирования. Родители стали более заинтересованы в организации совместной работы по экспериментированию с детьми дома. Применение экспериментирования позволило повысить любознательность детей; развивать исследовательские умения и навыки, развивать умения задавать вопросы, уметь строить доказательную речь, обогатило словарный запас детей различными терминами, дети  научились выслушивать идеи друг друга и отстаивать свою точку зрения.  У большинства из них отчётливо просматривается стремление к качественному конечному результату, настойчивость в преодолении трудностей. Воспитанники  стали проявлять больше инициативы, самостоятельности, повысили уровень знаний о живой и неживой природе.

Опыт своей работы представляла на заседаниях ШМО воспитателей дошкольного учреждения по теме «Организация исследовательской деятельности воспитанников», родительском собрании «Опыты и эксперименты на кухне». Разработки моих исследовательских работ размещены на сайте нашей школы. Материалы педагогического опыта могут быть использованы в работе как опытных, так и начинающих воспитателей учреждений дошкольного образования.

Список использованной литературы:

1. Учебная программа дошкольного образования // Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь. – Минск, 2012.
         2. Смолер Е.И., Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.И. Смолер. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 104с.: ил.

3. Организация исследовательской деятельности детей дошкольного  и младшего школьного возраста: методические рекомендации/ сост. И.Н.  Кострома, Т.С. Беленко, Е.Н. Шутова – методисты учебно-методического отдела дошкольного  и начального образования Гомельского областного института развития образования. - Гомель, 2015. –22 с.

4. Манасеина М. М. О воспитании ума (до 8 лет) // Антология педагогической мысли России второй половин XIX — начала XX вв. / Сост. П. А. Лебедев. М., 1990. Песталоцци И. Г. Дневник Песталоцци о воспитании сына // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. М., 1974.

5. Смолер Е.И., Развитие старших дошкольников в эвристической деятельности: пособие для педагогов учреждений дошк. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Е.И.Смолер. – Минск: Нац. ин-т образования, 2014. – 94с.

6. Онос М. И. Экспериментальная и поисковая деятельность детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №6. — С. 433-435. ;-Режим доступа :  https://moluch.ru/archive/140/39536/  Дата доступа:20.11.2018.

          7. Стреха Е. А. Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой: краткий курс лекций. – Минск : БГПУ, 2014. – 84 с.

8. Цуканова, Н. Как огурец в бутылку попал?/ Н. Цуканова // Пралеска. – 2017. –№ 5. – С.58 –59.

9. Шляга,  Е. Яичные загадки/ Е. Шляга // Пралеска. – 2017. –№ 10. – С.60 –61.

10. Битель, К. День Рождения электрической лампочки/ К. Битель// Пралеска. – 2015. –№ 11. – С.46 –47.

Отдел образования, спорта и туризма Житковичского райисполкома

ГУО «Брониславский детский сад-базовая школа»

МАГНИТНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Занятие по образовательной области «Ребёнок и природа»

для разновозрастной группы

                                                                                 Разработала: Воспитатель 

                                                                                 дошкольного образования

                                                                               Рогалевич Т.И.

Бронислав, 2018

Приложение 1

Занятие по образовательной области «Ребёнок и природа»

для разновозрастной группы «Магнитная лаборатория»

Программные задачи: формировать представления детей о магнитах и их свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы; активизировать словарный запас детей; способствовать выработке коммуникативных навыков воспитанников; воспитывать аккуратность.

Материал и оборудование:

Миски с водой, скрепки, металлическая машинка, магниты различных форм и размеров, металлические предметы, пластмассовая ёмкость с мелкими предметами (из ткани, бумаги, пластмассы, резины, меди, серебра, алюминия).

Ход занятия:

Воспитатель дошкольного образования (В.д.о.).  Ребята, сегодня к нам в гости пришёл удивительный человек – профессор Знайкин.  Поздоровайтесь, пожалуйста.

Дети приветствуют профессора Знайкина.

В.д.о. Уважаемый профессор, в вашем чемодане, наверное, мороженое? Нет? Пироженки? Тоже нет? Дети, а что может быть у профессора Знайкина в чемодане?

Дети высказывают предположения.

Профессор Знайкин. Для того, чтобы узнать этот секрет,  отгадайте, ребята,  загадку:

Хоть я вовсе не планета,

У меня есть полюса.

Рук и ног в  помине нету,

Но хватать могу я сам

Гвозди, ножницы, кастрюли,

Винтики, булавки, пули.

Всё железное манит,

Тянет на себя…(магнит)

На столе стоит железная машинка. Профессор Знайкин прилаживает магнит к машинке со словами:

Любая машина из железа состоит,

И эта машина притянет магнит.

Что же такое этот магнит,

Почему притягивать всё спешит?

Дети высказывают предположения, что такое магнит и из чего он состоит.

Профессор Знайкин: Этот предмет магнитным полем обладает, сил у него на многое хватает. Дети, а какие предметы может притянуть магнит?

Опыт № 1. Притягиваются – не притягиваются. 

Цель:  Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту.

Игровой материал:  Пластмассовая емкость с мелкими предметами (из ткани, бумаги, пластмассы, резины, меди, серебра, алюминия), магнит.

Дети рассматривают все предметы, определяют материалы. Высказывают предположения, что произойдёт с предметами, если к ним поднести магнит (некоторые из них притянутся к магниту).

Профессор Знайкин предлагает детям отобрать все названные ими предметы, которые не притянутся к магниту, и назвать материал. Рассматривают оставшиеся предметы, называя материал (металлы) и проверяя их взаимодействие с магнитом. Проверяют, все ли металлы притягиваются магнитом (не все; медь, золото, серебро, алюминий магнитом не притягиваются).

Профессор Знайкин. Что-то мне стало холодно, не надеть ли мне мои волшебные рукавички (надевает рукавички, в которые вшиты магниты).

Опыт № 2. «Волшебная рукавичка».

Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Материал: Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым магнитом.

 Профессор Знайкин демонстрирует  детям фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Предлогает детям взять предметы из других материалов (дерево, стекло, ткань, бумагу) – рукавичка перестаёт быть волшебной.

Дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют его применить. Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

Профессор Знайкин: Ребята, а какой магнит – большой или маленький – притянет большее количество предметов?

Опыт №3 «Сила магнитов».

Цель: Познакомить со способом сравнения силы магнита.

Материал: Большой подковообразный и полосовой средней величины магнит, скрепки.

Профессор Знайкин предлагает  детям определить, какой магнит сильнее – большой подковообразный или полосовой средней величины. В результате обсуждения выявляются два способа сравнения силы магнитов:

1. по расстоянию – сильнее тот магнит, который притянет стальной предмет (скрепку), на большем расстоянии (сравниваются расстояния между магнитом и тем местом, где находится притянутая им скрепка);

2. по количеству скрепок – сильнее тот магнит, который удерживает у своего полюса цепочку с большим количеством стальных скрепок (сравнивается количество скрепок в цепочках, «выросших» у полюсов магнитов), или же – по густоте железных опилок, прилипших к магниту.

В ходе эксперимента дети определяют, что  одинаковые стальные скрепки один из магнитов притягивает с большого расстояния, чем другой; что один магнит удерживает у своего полюса целую цепочку с большим количеством скрепок, чем другой .

Подсчитав количество скрепок у полюсов разных магнитов и сравнив их, дети приходят к выводу, что силу магнита можно измерить количеством скрепок, удерживаемых в цепочке около его полюса.

В.д.о. Профессор, скажите пожалуйста, от чего зависит сила магнита?

Профессор Знайкин проводит опыт №4 « От чего зависит сила магнита?»

Цель: Развивать логико-математический опыт в процессе сравнения силы магнита через предметы.

Материал: Большая консервная банка, маленький кусок стали.

Профессор Знайкин  предлагает сделать большой магнит. Он уверен, что из большой железной банки получится сильный магнит – сильнее, чем из маленького куска стали.

Дети высказывают свои предложения по поводу того, из чего получится лучший магнит: из большой консервной банки или из маленького куска стали.

Проверить эти предложения проверяем  экспериментально: натираем  оба предмета шерстяной тряпочкой, а затем определяем, какой из них сильнее (о силе получившихся магнитов можно судить по длине «цепочки» из одинаковых железных предметов, удерживаемой у магнитного полюса).

В результате проделанных экспериментов дети приходят к выводу, что более сильный магнит получается из стальных предметов. Из жестяной консервной банки магнит получается очень слабый или не получается вообще. Размер предмета значения не имеет.

В.д.о.  Скажите, профессор, а если магнит намочить, не потеряет ли он свои свойства?

Профессор Знайкин намачивает магнит водой и пробует притянуть скрепку.

Дети делают выводы.

Профессор Знайкин: Дети, а вы знаете, что магниты обладают  такой силой, что притягивают металл через воду и стекло?

Опыт №5. «Магнетизм».

 Цель: Выявить прохождение магнитных сил через воду и стекло. Материал: Магнит, стеклянный сосуд, вода, скрепка.

В  кувшин с водой бросили скрепку.  Прислонив магнит к кувшину на уровне скрепки, медленно перемещаем его по стенке кувшина вверх. Вывод: Скрепка двигается за магнитом и поднимается вверх. Вывод: Магнитная сила проходит через стекло и воду.

В.д.о.  Бросает на дно миски с водой скрепку. Дорогой профессор, помогите! Как же мне достать скрепку, не намочив при этом рук? Дети, может вы мне поможете?

Дети высказывают предположения, как это сделать.

Опыт №6. «Как достать скрепку из воды,  не намочив рук»

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.

Материал: Миска с водой,  железные предметы, магнит.

После того,  как детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита,  выясняется, что магнит действует на железные предметы и в воде тоже.

Вывод. Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой.

В.д.о.  Дети, а давайте поиграем с Профессором Знайкиным в «Магнитный театр». Я предлагаю показать нашему гостю сказку «Репка». Сценой будет магнитная доска. 

Распределяем роли героев. Герои вырезаны из картона. Предлагаю детям прикрепить героев на магнитную доску. Бумага падает.

В.д.о.  Дети, что же нам придумать, чтобы фигурки героев держались на магнитной доске?

Цель игры: Развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов использования магнитов, драматизации сказок для «магнитного» театра. Расширять социальный опыт детей в процессе совместной деятельности (распределение обязанностей). Развивать эмоционально-чувственный опыт, речь детей в процессе игр-драматизаций.

Материал: Магнит, стальные скрепки, листы бумаги. Материалы, необходимые для рисования, аппликации, оригами (бумага, кисти и краски или карандаши, фломастеры, ножницы, клей).

 «Подсказкой» для устройства магнитного театра служит опыт, в котором по бумажному экрану движется скрепка под действием магнита.

Дети приходят к выводу о том, что если к бумажным фигуркам прикрепить какие-либо легкие стальные предметы (скрепки, кружочки и т.д.), то они будут удерживаться магнитом и двигаться по экрану с его помощью (магнит при этом подносят к экрану с другой,  невидимой зрителю, стороны).

Прикрепляем скрепки к фигуркам героев. Изображения держатся с помощью магнитов.

Инсценировка сказки «Репка».

В.д.о. Ребята, зачем мы так долго с вами говорим сегодня о магнитах, их свойствах, проводим опыты? Пригодится ли нам это в жизни? Как? Кому вы можете рассказать о том, что уже знаете о волшебнике-магните?

Профессор Знайкин прощается с ребятами и дарит им небольшие подарки – магнитики на холодильник (магнитики можно изготовить, заранее слепив с детьми поделки из солёного теста и  прикрепив  к ним магнитики. Дети получают сувенир, изготовленный своими руками).

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.