Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Хотели бы вы учиться в субботу?
Всего 83 человека

Учащимся о выборе профессии

Дата: 28 октября 2014 в 20:19, Обновлено 28 октября 2014 в 20:20

    

ДОРОГИЕ РЕБЯТА!

   В жизни каждого молодого человека наступает время, когда необходимо принять решение о выборе профессии. Выбор профессии – это первый в жизни зрелый самостоятельный шаг, в котором проявляются направленность, характер личности.

   От профессионального самоопределения зависит удовлетворенность самой жизнью, счастье человека.

   Выбор профессии – процесс сложный и многоступенчатый, сталкиваться с которым в течение жизни приходиться неоднократно. Впервые вопрос «Кем быть?» встаёт перед человеком ещё в детстве. Выбор, который был сделан в школе, наверняка не будет окончательным.

   Часто приходится слышать, что после школы в первую очередь необходимо позаботиться о получении престижного образования, предполагающего широкий круг возможностей профессиональной реализации, и только во вторую очередь решать вопрос о получении конкретной специальности, тем более должности. Извечный вопрос «Кем быть?» оказывается на втором месте после вопроса «Где учиться?» что, несомненно, осложняет решение первого, поскольку многие другие современные профессии предполагают получение самого разного базового образования.

В нашем государстве существует три уровня профессионального образования:                               профессионально-техническое,

среднее специальное,

высшее образование.

   Выпускники базовой школы (9 класс) могут продолжить образование в ПТУЗе и получить наряду с рабочей профессией общее среднее образование либо в ССУЗе и стать специалистом среднего звена, например, техником или технологом. Такой же путь получения профессии могут выбрать и ребята, получившие общее среднее образование (11 кл).

   Система профессионально-технического образования республики предоставляет большие возможности выпускникам. В профессионально-технических учебных заведениях можно получить около 260 рабочих профессий, большинство из которых являются интегрированными (т.е. включают в себя две или три профессии) и востребованными на рынке труда. Рабочую профессию можно получить в профессионально-технических училищах, в профессиональных лицеях и в профессионально-технических колледжах.

   Широко развита в республике и система среднего специального образования. Всего в республике осуществляют подготовку специалистов, как на основе общего базового образования, так и на основе общего среднего образования 211 средних специальных учебных заведений. Это техникумы (училища), колледжи, высшие колледжи.

   Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в Вашей жизни. Не предоставляйте выбор своей будущей профессии случаю. Пользуетесь информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

Чтобы не ошибиться в выборе профессии, необходимо:

u проанализировать свои интересы, склонности и способности к видам труда и профессии;

u ознакомиться с содержанием и условиями работы по профессии (орудие труда, основные функции работника, требуемые знания, изготовляемая продукция, организация труда);

u изучить требования, предъявляемые профессией к состоянию здоровья и личным качествам человека;

u изучить пути получения профессии и повышения квалификации (обучение на производстве, на курсах, в ПТУЗах, ССУЗах, ВУЗах);

u выяснить на какие предприятия можно поступить на работу по избранной профессии;

u принять участие в работе соответствующего кружка, факультатива, проверить на практике свои способности и возможности;

u побеседовать со специалистами, посетить их рабочие места;

u получить консультацию в кабинете профориентации, пройти практику по избранной профессии, учесть советы врача;

u прочитать справочную литературу о профессии, информацию на тему «Куда пойти учиться?».

Приняв решение, не отступайте перед трудностями.

Будьте настойчивыми в достижении намеченных целей.

ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕК ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

Принцип сознательности.

Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

u что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентиры);

u что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);

u что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);

u что от него требует работа и трудовой коллектив.

Принцип соответствия.

Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

Принцип активности.

Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ.

Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это – психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

1. Незнание правил выбора профессии:

u выбор профессии за компанию;

u перенос отношений к человеку на саму профессию;

u отождествление учебного предмета с профессией;

u ориентация.

2. Незнание самого себя:

u незнание или недооценка своих физических особенностей;

u незнание или недооценка своих психологических особенностей;

u неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

3. Незнание мира профессий:

u увлечение только внешней стороной профессии;

u предубеждение в отношении престижности профессии;

u незнание требований профессии к человеку;

u устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

   В мире есть мало вещей, которые мы не можем выбирать. К ним относится наша историческая эпоха и страна, в которой мы родились, наши родители, события раннего детства. Все остальное в жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу, является выбор профессии.

Существует формула выбора профессии, которая в общем виде показывает, как сделать оптимальный выбор.

ХОЧУ: стремление личности (желание, интересы, склонности).

МОГУ: возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

НАДО: состояние рынка труда, социально-экономические проблемы в регионе.

   В том случае, если Вы сумеете совместить «хочу», «могу» и «надо», то Ваш профессиональный выбор будет удачным, или иными словами, Ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:

u интересна и привлекательна для Вас;

u соответствует Вашим способностям;

u пользуется спросом на рынке труда.

СЕМЬ ШАГОВ К ВЗВЕШЕННОМУ РЕШЕНИЮ

   Формула состоит из семи последовательных шагов, которые необходимо сделать для того, чтобы прийти к определенному решению в выборе профессии.

ШАГ 1. Составить список подходящих профессий.

Составить список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

ШАГ 2. Составить перечень требований к выбираемой профессии.

Составьте список своих требований:

u выбираемая профессия и будущий род занятий;

u выбираемая профессия и жизненные ценности;

u выбираемая профессия и жизненные цели;

u выбираемая профессия и мои сегодняшние «горячие» проблемы;

u выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;

u желательный уровень профессиональной подготовки;

u выбираемая профессия и мои склонности и способности;

u желательные содержание, характер и условия работы.

ШАГ 3. Определить значимость каждого требования.

Определить, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

ШАГ 4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.

Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества. Отвечают ли Ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

ШАГ 5. Подсчитать и проанализировать результаты.

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

ШАГ 6. Проверить результаты.

Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свае решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

Шаг 7. Определить основные практические шаги к успеху.

Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы можете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Выбор профессии – многозначный процесс, на который влияют различные факторы.

Что влияет на выбор профессии?

1.Позиция старших членов семьи.

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается Ваша жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о Вашей будущей профессии.

2. Позиция товарищей и подруг.

Дружеские связи в вашем возрасте уже очень крепкие и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует Вашим интересам и совпадает с интересами общества, в котором вы живете.

3. Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о Вас, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от Вас самих.

4. Личные профессиональные планы.

Под планом в данном случае подразумеваются Ваши представления об этапах освоения профессии.

5. Способности.

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание.

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность.

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые Вами сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности.

Склонности проявляются в любых занятиях, на которые тратиться большая часть времени.

 

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.