Отдел образования, спорта и туризма Житковичского райисполкома
Государственное учреждение образования
“Брониславский детский сад-базовая школа”
Исследовательская работа на тему:
“Может ли магнит потерять свою силу?”
Выполнили:
учащиеся 4 класса
Таненя Анастасия
Готченя Алексей
Лысанова Любовь
Руководитель:
Ханеня Наталья Ивановна
Бронислав, 2015г.
Содержание:
- Введение……………………………………………………...3
- ГЛАВА 1 Общие сведения о магните……………………4
- ГЛАВА 2 Практическое применение магнитов……….. 5
- ГЛАВА 3 Проведение экспериментальной работы……6-10
- Выводы………………………………………………………11
- Заключение………………………………………………….12
- Список использованной литературы…………………….13
Введение
Актуальность темы:
Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывали удивление.
Люди привыкли использовать силу магнита, она окружает нас повсюду. Работают компьютеры, микроволновые печи, автомобили, игрушки. Если магниты перестанут работать, мы сразу это почувствуем.
Вопрос: Может ли магнит потерять свою силу или она у него навсегда?
Цель: Исследование причин, при которых магнит может потерять свою силу.
Задачи:
- Выяснить, что такое магнит и магнитная сила.
- Изучить свойства магнитов.
- Узнать, от чего зависит сила магнита.
Объект исследования: магнит.
Гипотеза: предположим, что сила магнита зависит от воздействия окружающей его среды.
Методы исследования:
- изучение литературных источников;
- эксперимент;
- наблюдение;
- опыты.
Ожидаемые результаты:
- узнаем, что такое магнит;
- выясним значение магнитов в современном мире
ГЛАВА 1 Общие сведения о магните
Более двух тысяч лет тому назад древние греки узнали о существовании магнетита – минерала, который в состоянии притягивать железо.
Магнетит обязан своим именем древнему турецкому городу Магнесия (теперь это турецкий город Маниза), где этот минерал нашли.
Кусочки магнетита называют естественными магнитами. Магниты можно изготавливать искусственным путём: намагничивая куски стали.
Сила притяжения магнитов, воздействующая на предметы, называется магнитной силой.
Ферромагнетики – материалы, которые, обычно, и считаются магнитными; они притягиваются к магниту достаточно сильно, так что притяжение ощущается. Только эти материалы могут сохранять намагниченность и стать постоянными магнитами (железо, кобальт, никель, сплавы).
Магнитное поле – это область вокруг магнита, внутри которой ощущается воздействие магнита на внешние объекты. Человеку вспомогательные устройства доказывают, что магнитное поле существует. Известный учёный Уильям Гилберт объяснил, что наша Земля – это огромный магнит с двумя полюсами – северным и южным. Так было всегда. С момента возникновения Земли. Люди, животные и растения подвергаются воздействию невидимых силовых линий магнитного поля. Линии магнитного поля идут от одного полюса к другому. Учёные условились, что линии магнита выходят из “северного” конца магнита и входят в “южный” конец магнита. Если взять кусок магнита и разломать его на два кусочка, каждый кусочек опять будет иметь “северный” и “южный” полюс. Если ломать и ломать кусочки магнитиков – каждый кусочек всегда будет иметь “северный” и “южный” полюс.
ГЛАВА 2 Практическое применение магнитов
Магниты – важная часть нашей повседневной жизни.С помощью магнитов работают телевизоры, компасы, трансформаторы, игрушки, фиксаторы мебельных дверей, вентиляторы и т.д.
Видео и звуковая информация кодируется на магнитном покрытии на ленте. В компьютерных дискетах передача данных происходит на тонком магнитном покрытии. Пластиковые карточки имеют магнитную полосу. Эта полоса кодирует информацию, необходимую для соединения с финансовым учреждением и связи с их счетами.
Было много попыток использовать магниты для построения “вечного двигателя”. Людей привлекала неисчерпаемая энергия магнитного поля постоянного магнита. Но рабочий макет так и не был построен.
Среди многочисленных гипотез, выдвигаемых учеными для объяснения того, как ориентируются птицы в своих дальних перелетах, существует и такая: птицы умеют пользоваться магнитным полем Земли.
ГЛАВА 3 Проведение экспериментальной работы
Опыт №1 “Всё ли притягивают магниты?”
Требуется:
- предметы из дерева, металлов, пластмасс, стали, бумаги и ткани;
- поверхность из различных материалов: магнитная доска, оконное стекло,крышка парты;
- магнит.
Ход опыта:
- Мы разделили все предметы на две группы: металлические и не металлические.
- Поднесли магниты по очереди к предметам первой группы.
- Поднесли магнит к предметам второй группы.
- Поднесли магнит к поверхности магнитной доски, к оконному стеклу, крышкам парты.
Результат:
Некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а другие предметы – не притягиваются.
Выводы:
- Магниты притягиваются к предметам из железа, стали, никеля.
- Дерево, стекло, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.
Опыт №2 “Одинаковая ли сила у разных магнитов?”
Требуется:
- три магнита разных размеров;
- несколько скрепок;
- стол;
- линейка.
Ход опыта:
- Мы разложили на столе магниты в ряд, на расстоянии 10 см друг от друга.
- Положили на стол линейку и вплотную к ней разложили скрепки, но на достаточном расстоянии от магнитов.
- Потихоньку подталкивали линейку со скрепками в сторону магнитов.
Результаты.
Одна срепка притянулась к магниту за 15 мм, другая – 10 мм,остальные тогда, когда приблизятся к магнитам на близкое расстояние.
Выводы:
Магниты притягивают даже на определенном расстоянии. Чем больше магнит, тем больше сила притяжения и тем больше расстояние, на котором магнит оказывает свое воздействие.
Опыт №3 “Можно ли изолировать магнит?”
Требуется:
- целлофановый пакет;
- ткань;
- большой магнит;
- стальной предмет.
Ход опыта:
- Мы обернули магнит в целлофановый пакет и проверили, притянет ли он стальной предмет.
- Повторили опыт с другими материалами.
- Еще раз повторили опыт, но на этот раз слои различных материалов, укрывающие магнит, должны быть намного толще.
Результаты:
Магнит притягивает предмет через тонкий слой материала, но перестанет притягивать, когда слой материала достигает определенной толщины.
Вывод:
Магнитная сила может быть нейтрализована, если магнит будет изолирован плотным слоем ненамагничивающегося материала.
Опыт №4 “Может ли на магнит воздействовать холод?”
Требуется:
- магниты;
- морозильная камера.
Ход опыта:
Мы взяли свои магниты и на выходные (2 суток) положили дома в морозильные камеры при температуре -18 С.
Результаты:
Магнит продолжал притягивать железные предметы.
Выводы:
При температуре -18 С сила магнита не изменилась.
Опыт №5 “Может ли на магнит воздействовать высокая температура (кипячение)?”
Требуется:
- магнит;
- кастрюля с кипящей водой.
Ход опыта:
Мы разместили магнит в кипящую воду на 30 минут.
Результаты:
Магнит продолжает притягивать железные предметы.
Выводы:
Сила магнита после кипячения заметно не изменилась.
Опыт №6 “Может ли на магнит воздействовать нагревание?”
Требуется:
- магнит;
- печь с горящими дровами.
Ход опыта:
Мы нагревали магнит на электрической плите 1 час.
Результаты:
Магнит не потерял свои свойства.
Попробовали нагреть на костре.
Результаты:
Магнит не потерял свои свойства.
Затем поместили магнит в печь с горящими дровами.
Результаты:
Магнит практически потерял свои свойства.
Тогда мы создали свой искусственный магнит. Большой магнит двигали постоянно в одном направлении вдоль гвоздя. Повторили свой опыт с ним. Гвоздь накалился докрасна, а после остывания уже не притягивал иголку.
Вывод:
Размагнитить магнит можно, если нагреть его до температурной границы, при которой он начинает терять свою магнитную силу.
Опыт №7 “Может ли большой магнит “поглотить” маленький?”
Требуется:
- маленький магнит + булавка;
- большой магнит.
Ход опыта:
Маленький магнит и булавка находятся внутри своего магнитного поля. Мы поднесли магнит более большого размера.
Результат:
Большой магнит потащил маленький и булавку.
Вывод:
Магнитное поле большого магнита “поглотило” и подчинило себе маленькие магнитные поля.
Опыт №8 “Может ли магнит притягивать - не притягивать?”
Требуется:
- несколько игл;
- магнит;
- твердая поверхность.
Ход опыта:
- Мы потерли иглу по всей длине (только в одном направлении) о конец магнита.
- Поднесли намагниченную иглу к другим иглам.
Результат:
Намагниченная игла притягивает остальные.
Тогда мы несколько раз уронили намагниченную иглу на твердую поверхность.
Снова поднесли эту иглу к остальным.
Результат:
Игла не притягивает другие иглы.
Вывод:
Игла утратила свою силу из-за падения на твердую поверхность.
Опыт № 9 “Может ли магниту помешать вода?”
Требуется:
- магнит;
- скрепка;
- ёмкость с водой.
Ход опыта:
- В миску с водой мы опустили скрепку. Хотелось посмотреть, сможем ли мы, не намочив рук, достать её.
- Магнит двигали снизу вверх по стенке миски.
Результат:
Немного не доходя до края, скрепка выпрыгивала прямо на магнит.
Вывод:
Вода не влияет на свойства магнита.
Выводы по работе:
Результаты наших наблюдений и информация из дополнительных источников привели нас к общему выводу:
- Сила магнита зависит:
- от размера самого магнита;
- от расстояния между магнитом и притягивающимся предметом;
- материала изготовления предметов.
- Магнит может потерять свою силу:
- при нагревании до критической температуры;
- при наличии других полей;
- при неоднократных сильных ударах.
Заключение
Мы - дети ферромагнетики! Окружающий мир для нас – огромный магнит. Мы растем и намагничиваемся: добротой и вниманием, тягой к знаниям и любопытством.
Загадку магнита всегда будет разгадывать любознательный!
Список источников
- Большая книга экспериментов для школьников/ Под ред. Антонеллы
Мейяни; Пер.с ит. Э.И. Мотылевой. – М.: ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2006. – 260с.
- Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // ru.wikipedia/org/wiki/Магнит.
- Всё обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Том 7 – Москва, 1994.
- Занимательные опыты: Электричество и магнетизм./ М. Ди Специо; Пер.
с англ. М.Заболотских, А. Расторгуева. – М.: АСТ: Астрель, 2005, - 160 с.
- Карцев В.П. Магнит за три тысячелетия. – М.: Энергоатомиздат, 1988.: ил.– (Научно-попул. б-ка школьника)
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Физика / Сост. А.А. Леонович; Под
общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО “ Издательство АСТ-ЛТД”, 1998. – 480 с.
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/bronislav/library/иссл_4_кл.pptx