УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГУО «Брониславская
базовая школа»
___________Г.Г.Блоцкая
«_____»__________2024 г.
ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
Государственного учреждения образования
«Брониславская базовая школа»
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Анализ — деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности, результативности рассматриваемого объекта для достижения установленных целей.
Аттестация рабочего места — комплексная оценка рабочего места на предмет соответствия его характеристик предъявляемым (нормативным) требованиям.
Аудит — систематический и документально оформленный процесс проверки соответствия действий и связанных с ними результатов запланированным мероприятиям и эффективности выполнения этих мероприятий для достижения политики и целей организации.
Безопасность — отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения вреда.
Безопасность производственного оборудования — свойство производственного оборудования соответствовать требованиям безопасности труда при монтаже (демонтаже) и эксплуатации в условиях, установленных нормативно-технической документацией.
Безопасность производственного процесса — свойство производственного процесса соответствовать требованиям безопасное™ труда при проведении его в условиях, установленных нормативно-технической документацией.
Безопасные условия труда — состояние условий труда, при которых воздействие на работающего опасных и вредных производственных факторов исключено или не превышает предельно допустимых значений.
Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях может привести к снижению работоспособности и (или) заболеванию (в зависимости от уровня и продолжительности воздействия вредный производственный фактор может стать опасным).
Компетентность — выраженная способность применять свои знания и умение.
Корректирующее действие — действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации.
Неприемлемый риск — риск, превышающий уровень приемлемого риска.
Несоответствие — невыполнение требования.
Несчастный случай на производстве — случай на производстве, в результате которого произошло воздействие на работающего опасного производственного фактора.
Опасность — источник или ситуация с возможностью нанесения вреда жизни или здоровью работающего;
Опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях способно привести к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья либо смерти.
Определение опасности — установление наличия опасности и определение ее характеристик.
Охрана труда — система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.
Предупреждающее действие — действие, предпринятое для устранения причин потенциального несоответствия или другой нежелательной ситуации.
Приемлемый риск — риск, уменьшенный до уровня, который организация может допустить с учетом своих обязательств по соблюдению применимых законодательных требований и основных направлений деятельности учреждения (организации) образования в области охраны труда.
Производственная санитария — система организационных санитарно-гигиенических мероприятий, технических средств и методов, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов до значений, не превышающих допустимые.
Профессиональное заболевание — хроническое или острое заболевание работающего, являющееся результатом воздействия вредного производственного фактора.
Процедура — установленный способ осуществления деятельности или процесса.
Рабочее место — пространственная зона, оснащенная необходимыми техническими средствами (основным и вспомогательным оборудованием, технологической и организационной оснасткой, средствами обеспечения благоприятных условий труда), в которой совершается трудовая деятельность работающего или группы работающих, совместно выполняющих производственные задания.
Результативность — степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
Риск — сочетание вероятности опасного события и его последствий.
Система управления охраной труда — часть системы управления организации, используемая для разработки и внедрения ее основных направлений деятельности учреждения (организации) образования в области охраны труда, управления ее рисками в области охраны труда.
Средство защиты работающего — средство, предназначенное для предотвращения или уменьшения воздействия на работающего опасных и (или) вредных производственных факторов.
Средство индивидуальной защиты — средство защиты, надеваемое на тело человека или его части или используемое им.
Средство коллективной защиты — средство, конструктивно и (или) функционально связанное с производственным оборудованием, производственным процессом, производственным помещением (зданием) или производственной площадкой.
Требования безопасности труда — требования, установленные законодательными актами, нормативно-техническими и проектными документами, правилами и инструкциями, выполнение которых обеспечивает условия труда, и которые регламентируют поведение работающего.
Требования по охране труда — нормативные предписания, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе их трудовой деятельности, содержащиеся в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах.
Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Руководство по системе управления охраной труда Государственного учреждения образования «Брониславский детский сад-базовая школа»
(далее — Руководство) регламентирует основные требования к системе управления охраной труда: планирование, реализацию и анализ деятельности в области охраны труда, обязанности должностных лиц по обеспечению функционирования системы управления охраной труда учреждения образования.
- Руководство разработано на основании Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-3 «Об охране труда» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 2/1453) с учетом требований СТБ 18001 «Системы управления охраной труда. Общие требования».
- Управление охраной труда направлено на:
формирование безопасных условий труда;
улучшение сложившихся условий труда, повышение их безопасности в учреждении;
обеспечение выполнения всеми работниками своих обязанностей по охране труда.
- Управление охраной труда осуществляется по следующему циклу: планирование деятельности — выполнение запланированных мероприятий — осуществление контроля за реализацией мероприятий — анализ результатов и совершенствование деятельности.
- Организация работы по управлению охраной труда в школе предусматривает осуществление следующей последовательности действий:
определение:
основных направлений деятельности в области охраны труда;
видов работ;
доведение до сведения заинтересованных лиц требований законодательства в области охраны труда;
опасностей и оценка рисков (т.е. сочетания вероятности опасного события и его последствий);
структуры, ответственности и полномочий работников;
постановка и реализация целей, мероприятий по управлению рисками, улучшению условий и охраны труда;
обучение, информирование, консультации работников;
ведение документации и записей;
обеспечение:
контроля за соблюдением требований законодательства в области охраны труда;
готовности к аварийным ситуациям;
проведение аудитов системы управления охраной труда;
анализ системы управления охраной труда руководством учреждения образования, оценка ее функционирования, разработка и реализация корректирующих и предупреждающих действий для обеспечения непрерывного совершенствования системы.
- На основании основных направлений деятельности в области охраны труда и оценки рисков директор школы определяет цели охраны труда и разрабатывает мероприятия по управлению (удержанию на соответствующем уровне, снижению до приемлемого уровня или устранению) рисками.
- Директор школы проводит анализ функционирования системы управления охраной труда для разработки и реализации корректирующих и предупреждающих действий и постоянного совершенствования системы управления охраной труда.
- Школа обеспечивается нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами в области охраны труда, которые доводятся до сведения соответствующим подразделениям, работникам, другим заинтересованным лицам.
- В школе разработаны следующие документы:
положение об основных направлениях деятельности в области охраны труда;
положение о системе управления охраной труда;
процедуры (инструкции, другие документы) по охране труда;
записи и другая сопутствующая документация.
- Органами управления охраной труда являются:
В школе в целом — директор;
В структурных подразделениях — руководители структурных подразделений.
- Директор школы на правах единоначалия определяет основные направления текущей и перспективной деятельности по улучшению условий и охраны труда.
- Заместитель директора, ответственный за организацию работы по охране труда, осуществляет непосредственное управление охраной труда в учреждении образования.
- Лицо, ответственное за организацию работы по охране труда, проводит организационную и методологическую работу по вопросам управления охраной труда, подготовку управленческих решений и контроль за их реализацией.
- В учреждении устанавливается отчетность и обеспечивается информирование работников о проделанной работе по охране труда.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
- Директор школы определяет основные направления деятельности учреждения образования в области охраны труда (приложение А).
- Основные направления деятельности школы в области охраны труда документально оформлены, внедрены и актуализированы, доведены до сведения всех работников с тем, чтобы каждый из них знал о своих обязанностях в области охраны труда, доступны для заинтересованных сторон.
- Положение об основных направлениях деятельности школы в области охраны труда размещается на информационных стендах, в уголках по охране труда.
- Контроль выполнения основных направлений деятельности в области охраны труда осуществляется при проведении периодического контроля и аудитов системы управления охраной труда.
- Основные направления деятельности в области охраны труда пересматриваются:
в плановом порядке (ежегодно), чтобы соответствовать деятельности учреждения образования;
внепланово (при изменении законодательства в области охраны труда, влияющем на деятельность учреждения (организации) образования; при необходимости, по результатам расследования несчастных случаев, аварийных ситуаций, инцидентов и т.д.).
3. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
- Школа в своей деятельности руководствуется законодательными и иными обязательными требованиями по охране труда, обеспечивает к ним доступ соответствующих работников.
- Требования законодательства по охране труда излагаются в локальных нормативных правовых актах школы (должностных инструкциях работников, инструкциях по охране труда, приказах, распоряжениях, протоколах совещаний и т.д.).
- В школе существует перечень нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов (приложение Б);
Формирование перечня предусматривает систематический анализ информации о вновь вводимых и отмененных нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, других документов по охране труда, содержащих требования к деятельности по охране труда учреждения образования.
4. ВЫЯВЛЕНИЕ ОПАСНОСТЕЙ, ОЦЕНКА РИСКОВ И УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ
- Выявление опасностей, оценка рисков и управление рисками осуществляются в школе для обеспечения здоровых и безопасных условий труда работников.
- Выявление опасностей, оценку рисков осуществляет лицо, назначенное приказом директора школы.
- Порядок выявления опасностей, оценки рисков и управление рисками включает:
выявление опасностей;
оценку рисков с учетом существующих мер управления;
установление величины неприемлемого риска;
разработку и реализацию дополнительных мер по управлению неприемлемыми рисками;
оценку того, являются ли меры по управлению рисками достаточными для снижения их уровня до приемлемого.
- Выявление опасностей и оценка рисков проводится во всех структурных подразделениях школы и затрагивает повседневную и периодическую (например: стрижка газонов) деятельность, а также деятельность всех работников, включая подрядчиков и посетителей.
- Каждый работник учреждения (подрядчик, органы государственного надзора и контроля) обязан сообщить информацию о выявленной им опасности непосредственному руководителю для осуществления последующей работы по оценке риска и управлению им.
Все выявленные опасности и оцененные риски заносятся в Карты (Приложение Г).
- Выявление опасностей и оценка рисков проводится не реже 1 раза в год.
- Источниками опасностей являются:
оборудование, инструменты;
производственная среда;
методы выполнения работы;
человек (работник, подрядчик, посетитель).
- Перед выявлением опасностей и оценкой рисков работник, назначенный приказом (распоряжением) директором школы для выполнения этих целей, изучают следующую информацию:
результаты расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний, микротравм, аварий;
результаты проверок соблюдения требований законодательства об охране труда, аттестации рабочих мест по условиям труда и т.д.;
инструкции по охране труда, документацию на оборудование и материалы и т.д.;
об опасностях в аналогичных учреждениях образования;
результаты аудитов системы управления охраной труда.
- Работник, назначенный приказом (распоряжением) директора школы, с учетом проведенного анализа информации, указанной в п. 31 и приложении Д, выявляют опасности (опасные ситуации) для профессий (должностей) работников и выполняемых ими видов работ.
- Выявление опасностей осуществляется:
при повседневной и периодической деятельности;
потенциальных аварийных (аварии, инциденты и другие отклонения от нормальной деятельности) ситуациях.
- Выявленные опасности при потенциальных аварийных ситуациях в работе являются данными для разработки мероприятий по предотвращению аварийных ситуаций.
- Меры управления рисками для конкретной профессии (должности) и по выбранному виду работы определяются с учетом информации, имеющейся в следующих документах:
инструкции по охране труда по профессиям и видам работ;
инструкции по эксплуатации инструмента, оборудования;
паспорта на оборудование;
гигиенические сертификаты на вещества и материалы и т.д.
- Школа определяет опасности с неприемлемым уровнем рисков по методике оценки рисков, приведенной в приложении Е.
- Перечень опасностей с неприемлемым уровнем рисков для разработки и реализации мер управления составляет работник, назначенный приказом (распоряжением) директора школы.
- Для управления рисками школа:
проводит замену опасного оборудования, установку блокировочных и предохранительных устройств, улучшение состояния полов и рабочих поверхностей, ограждений и т.д.;
использует методы безопасного проведения работ, разрабатывает инструкции по охране труда, другую документацию;
обеспечивает обучение, инструктаж, стажировку, учебно-тренировочные занятия, повышение квалификации, применение средств индивидуальной защиты, а также профилактики (смывающие и обезвреживающие средства), проведение медицинских осмотров, усиление контроля выполнения работы и т.д.
- В результате выполненной работы формируется перечень мер управления рисками (по выбранному виду работы, для конкретной профессии (должности).
- Информация из Карт является основанием для пересмотра инструкций по охране труда по профессиям и видам работ, других документов в случае выявления в указанных документах пробелов в отражении требований безопасности труда.
- Анализ предполагаемых последствий от воздействия опасности проводится с учетом информации о несчастных случаях, профессиональных заболеваниях, микротравмах, авариях и инцидентах.
- Для установления величины неприемлемого риска Карты анализируются.
- Величина неприемлемого риска в учреждении образования устанавливается с учетом имеющихся ресурсов, обязательств, указанных в Положении об основных направлениях деятельности учреждения образования в области охраны труда.
- На основании принятого решения о величине неприемлемого риска лицо, ответственное за организацию работы по охране труда в течение 3 дней разрабатывает проект мероприятий для снижения уровня рисков, превышающего установленную величину и/или устранения этих рисков и заносит предлагаемые мероприятия в Карты.
- Директор школы рассматривает проекты мероприятий и принимает решение об их включении в план мероприятий по охране труда (приложение Ж).
- Карты хранятся у лица, ответственного за организацию работы по охране труда, а учтенные копии — в структурном подразделении.
- Карты являются приложением к инструкциям по охране труда и изучаются работниками при проведении инструктажей по охране труда.
5. ЦЕЛИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА. ПОРЯДОК ПЛАНИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
48. Директор школы устанавливает и периодически актуализирует документально оформленные цели но охране труда для каждого подразделения.
49. При и установлении целей по охране труда учитываются:
основные направления деятельности учреждения образования и цели, относящиеся к его финансово- хозяйственной деятельности;
основные направления деятельности учреждения образования в области охраны труда;
результаты определения опасностей, оценки рисков;
законодательные требования;
мнения работников;
уровень реализации ранее установленных целей и мероприятий в области охраны труда;
результаты расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний, инцидентов, аварий;
результаты анализа системы управления охраной труда школы.
- Цели должны быть определены качественно и, где это осуществимо, количественно.
- В соответствии с видом деятельности школа конкретизируются следующие цели в области охраны труда:
обеспечение:
- соблюдения работающими требований охраны труда;
- безопасности при эксплуатации оборудования и инструмента;
- пожарной безопасности;
- радиационной безопасности;
- безопасности дорожного движения;
- безопасности эксплуатации зданий и сооружений;
нормализация условий производственной среды и трудового процесса;
санитарно-бытовое обеспечение работающих;
защита работающих от отрицательных воздействий неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса;
предоставление компенсаций за работу во вредных и/или опасных условиях труда.
- Для достижения установленных целей директор школы разрабатывает и реализует мероприятия с указанием сроков их выполнения, затрат и ответственности (Приложение Ж).
- Основной целью реализации мероприятий является устранение (снижение) неприемлемых рисков, удержание на удовлетворительном уровне приемлемых рисков.
- Формированию плана мероприятий по охране труда предшествует сбор предложений от работников школы.
- Поступившие предложения рассматриваются руководителями структурных подразделений и в зависимости от их содержания:
направляются для исполнения в оперативном порядке;
включаются в оперативные и текущие планы и реализуются силами подразделения;
передаются лицу, ответственному за организацию работы по охране труда, для рассмотрения вопроса об их реализации силами нескольких подразделений учреждения образования.
- Лицо, ответственное за организацию работы по охране труда, руководствуясь основными направлениями планирования и разработки мероприятий по охране труда, поступившие предложения включает в проекты:
плана мероприятий по охране труда;
раздела «Охрана труда».
- Мероприятия по охране труда, подлежат рассмотрению для решения вопроса о включении в проекты раздела «Охрана труда» и передаются совместной комиссии администрации и профсоюзного комитета, осуществляющей переговоры о заключении коллективного договора.
- При подготовке предложений по улучшению условий и охраны труда предусматривается:
введение рациональных режимов работы, установление продолжительности ежедневной работы с учетом специфики школы, определение продолжительности перерывов для отдыха и питания;
предоставление компенсаций по условиям труда;
приведение оборудования, машин и механизмов в соответствие с требованиями безопасности;
создание оптимального температурно-влажностного режима и нормируемой освещенности на рабочих местах;
обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями до установленных норм;
вывод из эксплуатации зданий, оборудования, не отвечающих требованиям охраны труда;
выполнение мероприятий по подготовке к работе в осенне-зимних условиях;
другие мероприятия.
- Наряду с вышеуказанными, включаются мероприятия, связанные с текущей деятельностью по охране труда:
проверка знаний работников по вопросам охраны труда;
паспортизация санитарно-технического состояния условий и охраны труда;
предварительные и периодические медицинские осмотры работников;
обучение, повышение квалификации, проверка знаний и инструктирование по вопросам охраны труда;
разработка и пересмотр инструкций по охране труда, других локальных нормативных правовых актов;
приобретение средств индивидуальной защиты и средств профилактики от заболеваний (смывающие и обезвреживающие средства);
обеспечение ухода за средствами индивидуальной защиты ( проверка защитных свойств, стирка, чистка, обеспыливание, восстановление защитных пропиток, ремонт и др.);
проведение Дней охраны труда, смотров, осуществление всех видов контроля за соблюдением требований охраны труда соответствующими должностными лицами;
приобретение медицинских препаратов и перевязочных средств, первичных средств пожаротушения;
проведение планово-профилактических осмотров, освидетельствования, испытания, наладки, ремонтных работ по обеспечению безопасности оборудования, инструмента, объектов производственного и санитарно-бытового назначения;
отработка планов эвакуации, противоаварийных и противопожарных тревог;
приобретение необходимой бланочной документации;
подписка на периодические издания и приобретение нормативной документации и справочной литературы;
укрепление учебно-материальной базы кабинета и уголков по охране труда;
нанесение и восстановление сигнальных цветов и знаков безопасности;
очистка вентиляционных установок и воздуховодов, осветительной арматуры, световых фонарей, окон, фрамуг;
компьютеризация деятельности по охране труда;
проведение аудитов функционирования системы управления охраной труда;
другие мероприятия.
- При разработке мероприятий по охране труда анализируются следующие данные:
выявленные опасности с превышающим уровнем риска для здоровья и безопасности работников;
результаты:
аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда; обучения, инструктажа, проверки знаний работников по вопросам охраны труда;
технических осмотров, освидетельствований состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, другая документация учреждения образования по вопросам охраны труда, а также требования безопасности, изложенные в эксплуатационной и ремонтной документации заводов изготовителей оборудования, используемого в учреждении образования;
обеспеченность работников необходимыми средствами защиты, а также материально-техническое обеспечение;
предписания органов государственного надзора и контроля, контролирующих служб, лица, ответственного за организацию работы по охране труда в школе ;
представления профсоюзов;
предложения работников по улучшению условий труда;
документы и предложения вышестоящих органов;
информация о передовом опыте работы по созданию здоровых и безопасных условий труда и т.д.
- В ходе переговоров представителей директора школы и профсоюзного комитета о заключении коллективного договора вырабатываются согласованные решения о включении мероприятий в раздел «Охрана труда» и в план мероприятий по охране труда.
- После принятия и подписания коллективного договора в школе составляются текущие и оперативные планы работы, в которых определяются сроки и ответственные за исполнение мероприятий.
- Ответственные исполнители в соответствии с установленным порядком должны своевременно представлять заявки на необходимые материалы и изделия.
- Вопросы охраны труда находят также отражение и в других планах учреждения образования (планы подготовки к работе в осенне-зимних условиях, улучшения организации труда и управления и т.п.).
- В школе также разрабатываются планы мероприятий по охране труда частного характера (по документам расследования несчастных случаев, по выполнению предписаний органов надзора и контроля).
- Выполнение мероприятий в установленном порядке оформляется соответствующими документами, и после их утверждения они включаются в установленную отчетность.
- При разработке планов мероприятий предусматривается организация проверки выполнения принятых решений.
- Ход выполнения мероприятий по охране труда рассматривается на собраниях трудового коллектива школы с принятием на них решений, стимулирующих своевременное и качественное выполнение порученных заданий.
- По результатам анализа выполнения планов мероприятий по охране труда с учетом изменений в деятельности школы (изменение оказываемых услуг, условий функционирования и другие) в планы, при необходимости, вносятся изменения и дополнения в порядке, установленном для их разработки, согласования и утверждения.
- ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ТРУДА
- Общее руководство в области охраны труда осуществляет директор школы.
- Ответственность за обеспечение функционирования системы управления охраной труда несет назначенный приказом заместитель директора .
- Для организации работы и осуществления контроля по охране труда директор школы назначает приказом ответственное лицо за охрану труда. Лицо, ответственное за организацию работы по охране труда действует на основании Положения о лице, ответственном за организацию работы по охране труда (приложение З).
- Решение поставленных целей и выполнение мероприятий по их реализации может быть достигнуто только при исполнении руководителями подразделений и специалистами своих должностных обязанностей по охране труда (приложение К).
- Решение каждой конкретной цели управления охраной труда закрепляется за подразделениями.
- При определении обязанностей работников по вопросам охраны труда соблюдается принцип единства распорядительства, персональной ответственности и разграничения обязанностей между уровнями управления.
- Принцип единства распорядительства, персональной ответственности и разграничения обязанностей означает, что каждый исполнитель или структурное подразделение имеют только одного руководителя, которому они подчинены и от которого получают указания.
- При выполнении группой работников одной задачи управления охраной труда их обязанности не дублируются.
- При разработке документации по охране труда обеспечивается их увязка с обязанностями подразделений и отдельных исполнителей по вопросам охраны труда.
- ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ (ОБУЧЕНИЯ), ПЕРЕПОДГОТОВКИ, СТАЖИРОВКИ, ИНСТРУКТАЖА, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ РАБОТАЮЩИХ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ТРУДА
- Подготовка (обучение), переподготовка, стажировка, инструктаж, повышение квалификации и проверка знаний работающих по вопросам охраны труда проводятся в соответствии с требованиями соответствующих нормативных правовых актов.
8. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
- В учреждении образования определен порядок:
обмена информацией между директором школы, подразделениями, работниками;
консультирования работников и других заинтересованных лиц по вопросам обеспечения здоровых и безопасных условий труда;
участия работников в выявлении опасностей, оценке рисков и управлении ими, а также информирования о результатах этой работы;
доведения законодательных и иных обязательных требований в области охраны труда до сведения работников и других заинтересованных сторон;
участия работников в определении целей системы управления охраной труда и планов по их достижению;
информирования работников обо всех изменениях, влияющих на состояние охраны труда.
- Цели информационной работы в области охраны труда в школе :
закрепление и углубление знаний по вопросам охраны труда для профилактики нарушений требований охраны труда;
обеспечение осведомленности работников в области охраны труда.
- Основными формами информационной работы в области охраны труда в школе являются:
работа уголка по охране труда;
наличие плакатов, знаков безопасности, брошюр, памяток;
проведение Дней охраны труда;
проведение собраний, совещаний.
- Внутренний обмен информацией и консультации.
83.1. Внутренний обмен информацией и консультации осуществляются между различными уровнями руководителей и работниками школы и имеет следующие цели:
обеспечение осведомленности об основных направлениях деятельности и целях учреждения образования в области охраны труда;
разъяснение работнику ответственности в области охраны труда;
демонстрация обязательств руководства школы в области охраны труда;
сбор информации и предложений по улучшению системы управления охраной труда;
распространение документации и информации о функционировании системы управления охраной труда школы;
организация отчетности и информирования работников;
решение проблем и вопросов, касающихся охраны труда в учреждении образования.
83.2. С целью предоставления информации, отчетности, обсуждения вопросов и принятия решений в области охраны труда, в соответствии с составленным лицом, ответственным за организацию работы по охране труда и утвержденным директором школы графиком, в учреждении проводятся Дни охраны труда.
83.3. Внутренний обмен информацией и консультации обеспечиваются посредством приказов, распоряжений, служебных записок.
83.4. Обучение и повышение квалификации работников является одним из способов информирования.
83.5. Для наглядной демонстрации безопасных приемов труда, напоминания о необходимости соблюдать осторожность при выполнении работы на территории школы, в помещениях, на рабочих местах с учетом назначения и содержания размещаются плакаты.
83.6. Для привлечения внимания, предупреждения работников о возможной опасности в учреждении образования в соответствии с требованиями законодательства применяются сигнальные цвета и знаки безопасности.
83.7. В школе обмен информацией между руководителем и работниками обеспечивается через профессиональные союзы.
- Внешний обмен информацией и консультации.
84.1. Внешний обмен информацией по вопросам охраны труда осуществляется с целью получения различного рода рекомендаций, указаний, а также информирования о своей деятельности, об авариях, производственных травмах, профессиональных заболеваниях и т.д.
Внешний обмен информацией осуществляется школой с Министерством образования, местным исполнительным и распорядительным органом, комитетом по образованию Гомельского областного исполкома, управлением образования администрации области, территориальным управлением Департамента государственной инспекции груда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, территориальным органом Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, территориальным центром гигиены и эпидемиологии Министерства здравоохранения Республики Беларусь и т.д.
- Консультирование и обмен информацией с органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований законодательства в области охраны труда осуществляется через запросы, отчеты, ответы на запросы и т.д.
- Переписка с органами государственного надзора и контроля по вопросам охраны труда контролируется лицом, ответственным за организацию работы по охране труда и хранится у директора школы.
- Школа предоставляет информацию о действиях в области охраны труда по письменным запросам любых заинтересованных сторон.
- При закупке материалов школа запрашивает удостоверения о государственной гигиенической регистрации (сертификаты качества и соответствия).
При закупке спецобуви, спецодежды, других средств индивидуальной защиты учреждение образования запрашивает удостоверение о государственной гигиенической регистрации средств индивидуальной защиты в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.
- Поставщики обязаны предоставить с технологическим и инженерным оборудованием в школу паспорта на оборудование и инструкцию по его эксплуатации.
9. УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ
- Функционирование системы управления охраной труда в школе осуществляется в соответствии с законодательными и иными требованиями в области охраны труда, в том числе локальными нормативными правовыми актами.
86. Документация системы управления охраной труда обеспечивает описание направлений деятельности в области охраны труда и их взаимодействие.
87. Вся имеющаяся документация системы управления охраной труда подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
- К внешней документации относятся:
нормативные правовые акты Республики Беларусь в области охраны труда;
документы вышестоящей организации;
предписания контролирующих органов;
требования заинтересованных сторон и т.п.
89. К внутренней документации относятся:
документы, разработанные школой (стандарты организации, инструкции, программы и т.п.);
документы, содержащие данные о состоянии охраны труда, о функционировании системы управления охраной труда (записи).
- В школе установлен следующий порядок управления документацией:
место нахождения документов – кабинет заместителя директора;
своевременный анализ, пересмотр и утверждение документов производится в устанавливаемые приказом сроки уполномоченными работниками;
доступ к действующим версиям соответствующих документов во всех местах, где выполняются работы, необходимые для эффективного функционирования системы;
своевременное изъятие устаревших документов.
- Управление документацией предусматривает:
разработку, согласование, утверждение, регистрацию и введение в действие документа, а также обозначение подлинника (оригинала) документа и его хранение;
изготовление рабочих копий, их учет, пересмотр, обновление, отмену, повторное утверждение, обозначение изменений, изъятие и хранение архивных документов.
- Документ содержит:
установленные подписи, расшифровку подписей и даты подписания документа;
номер приказа о введении в действие или дату введения в действие;
нумерацию страниц;
номер, указывающий, что данный документ учтен и зарегистрирован.
- Разрабатываемые документы соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов.
Также соблюдаются требования к оформлению (тип и размер шрифта, размеры полей, наличие колонтитулов, порядок нумерации пунктов и подпунктов и др.).
- Документы вводятся в действие приказом директора школы с указанием даты введения документа в действие.
В школе составляется и периодически актуализируется перечень основных обязательных документов, ведение которых предписано действующим законодательством о безопасности и гигиене труда (приложение Н).
- Документы, подлежащие ежегодному пересмотру, пересматриваются и утверждаются до начала следующего года.
- Порядок внесения изменений аналогичен порядку разработки документов.
- Выдача документов и их копий сторонним организациям допускается с разрешения директора школы.
- Условия хранения документации по охране труда в подразделениях должны обеспечивать ее сохранность, рациональное размещение, удобство для работы с ней и исключать свободный доступ посторонних лиц, возможность утраты и ненадлежащего обращения.
- Ответственность за хранение учтенных копий документов по охране труд в подразделениях возлагается на руководителей соответствующих подразделений.
10. УПРАВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЯМИ
- Управление операциями в школе осуществляется с целью обеспечения выполнения основных направлений деятельности школы в области охраны труда.
- В школе проводится анализ всех видов деятельности определяются операции, с которыми связаны опасности и риски.
- В соответствии с требованиями законодательства в школе с учетом видов деятельности определены процедуры по обеспечению безопасного выполнения всех видов работ и оказываемых услуг, а именно:
соблюдение законодательства об охране труда при приеме на работу, проведение медицинского осмотра работников (приложение О);
обеспечение средствами индивидуальной защиты, соответствующими требованиям безопасности;
хранение материалов, продукции, погрузо-разгрузочные работы;
приемка здания после капитального ремонта;
обеспечение:
безопасной эксплуатации оборудования, инструмента;
безопасной эксплуатации здания;
безопасности при производстве работ с повышенной опасностью;
пожарной безопасности (приложение П);
требований охраны труда при использовании работниками личного транспорта в интересах школы;
паспортизация санитарно-технического состояния условий и охраны труда;
аттестация рабочих мест по условиям труда;
зашита работников от отрицательных последствий воздействия неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса;
обеспечение работников средствами индивидуальной зашиты и профилактики (приложение Р);
санитарно-бытовое обеспечение работников (приложение С);
предоставление компенсаций и льгот за работу во вредных и (или) опасных условий труда;
проведение Дней охраны труда;
контроль за состоянием охраны труда.
11. ГОТОВНОСТЬ К АВАРИЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И РЕАГИРОВАНИЕ НА НИХ
- Аварийная подготовленность и реагирование подразумевают осуществление конкретных действий при аварийных ситуациях, которые могут привести к нанесению вреда жизни или здоровью работников школы.
- Аварийная подготовленность и реагирование осуществляются в соответствии с ППБ 2014 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь для учреждений и организаций системы образования», другими нормативными правовыми актами.
- Основными задачами школы при возможных аварийных ситуациях и реагировании на них являются:
установление вероятных участков возникновения аварийных ситуаций;
локализация аварийных участков и ликвидация последствий аварий;
анализ причин возникновения аварийной ситуации, разработка мероприятий по их устранению и проверка подготовленности работника к локализации и ликвидации последствий возникшей аварийной ситуации.
- К внутренним аварийным ситуациям в школе относятся:
повреждение инженерных сетей, сооружений и коммуникаций;
возникновение аварий в прачечной, на пищеблоке, и др.;
нарушение условий хранения и утилизации использованных ртутьсодержащих ламп;
возникновение очагов пожаров в помещениях учреждения.
- Подготовленность к возможным аварийным ситуациям включает:
проведение анализа потенциального риска в деятельности школы и определение опасных участков, степени их опасности и возможных последствий;
разработку порядка действий в случае возникновения аварийной ситуации и внесение в инструкции по охране труда порядка действий работника при возникновении аварийных ситуаций;
проведение тренировок работников по выполнению порядка действий в случае возникновения аварийной ситуации;
проверку и корректировку порядка действий в случае возникновения аварийной ситуации;
проверку работы пожарной сигнализации;
проведение анализа подготовленности к локализации и ликвидации аварийных ситуаций и последствий аварий;
разработку мероприятий по снижению риска ущерба здоровью людей.
- Анализ произошедших аварий включает:
документальное оформление факта аварии и ее последствий;
классификацию аварий;
оценку риска возможного повторения подобной аварии;
разработку корректирующих мероприятий по предотвращению возможного повторения подобных аварий;
ознакомление работника с внесенными изменениями.
- В школе разработан комплекс мероприятий, обеспечивающих своевременную эвакуацию людей и материальных ценностей.
- На всех этажах здания размещаются планы эвакуации людей и материальных ценностей на случай пожара.
- Порядок организации работы по обеспечению пожарной безопасности приведен в приложении П.
12. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ОХРАНЫ ТРУДА
- Целью контроля является создание здоровых и безопасных условий труда работников, предупреждение несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, аварийных ситуаций.
- Контроль осуществляется в форме проверок, обследований, осмотров, систематического учета показателей, характеризующих состояние условий и охраны труда, рассмотрения жалоб, заявлений. Контроль предусматривает выявление причин нарушений требований охраны труда и разработку мероприятий по их устранению и предупреждению.
- Основными задачами контроля являются:
выявление и предупреждение нарушений требований охраны груда;
оценка состояния условий труда работников, безопасности инструмента, материалов, результативности применения средств зашиты работниками;
выполнение работниками должностных обязанностей по охране труда и требований других локальных нормативных актов по охране труда;
принятие мер по устранению выявленных недостатков.
- Основными видами контроля являются:
контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый руководителями и специалистами школы в соответствии с их должностными обязанностями;
контроль по охране труда, осуществляемый лицом, ответственным за организацию работы по охране труда учреждения образования;
периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый представителем руководителя школы с участием общественного инспектора профсоюза по охране труда;
общественный контроль за соблюдением законодательства об охране туда, осуществляемый профсоюзами.
- Полномочия и ответственность руководителей и специалистов школы по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда определяются их должностными инструкциями.
- При разработке должностных инструкций обязанности по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда распределяются между руководителями и специалистами с учетом их трудовых функций, роли и места в системе управления охраной труда в школе.
- Директор школы осуществляет контроль за:
соблюдением в школе законодательства о труде и охране труда, локальных нормативных правовых актов по охране труда;
выполнением работниками функциональных обязанностей по охране труда, предусмотренных нормативными правовыми актами, локальными нормативными правовыми актами;
соответствием законодательству о труде и охране труда локальных нормативных правовых актов;
выполнением решений (постановлений, приказов, предписаний) органов государственного управления охраной труда, надзора и контроля, государственной экспертизы труда, представлений технической инспекции труда профсоюзов;
реализацией мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных планами, коллективным договором;
своевременным проведением осмотров, испытаний, технических освидетельствований оборудования, средств коллективной и индивидуальной зашиты;
эффективностью работы вентиляционных систем;
организацией рабочих мест и мест производства работ в соответствии с требованиями охраны труда;
своевременным проведением аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, за разработкой и выполнением по их результатам мероприятий по приведению условий и охраны труда в соответствие с нормативными требованиями;
обеспечением работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
обеспечением работников санитарно-бытовыми помещениями;
наличием в структурных подразделениях инструкций по охране труда;
проведением обучения, инструктажа и проверки знаний работников по вопросам охраны труда;
прохождением работниками обязательных медицинских осмотров;
своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций по условиям труда;
соблюдением требований законодательства об охране труда женщин и работников моложе восемнадцати лет;
соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- Периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда (далее — периодический контроль) проводится ежедневно, ежемесячно, ежеквартально и предусматривает участие работников в деятельности по улучшению условий и охраны труда, профилактике несчастных случаев и заболеваний на производстве.
- Ежедневный контроль за состоянием охраны труда осуществляется руководителем структурного подразделения с участием общественного инспектора профсоюза по охране труда (уполномоченного лица по охране труда работников).
- Ежедневно проверяется:
состояние рабочих мест;
исправность оборудования, инструмента, вентиляционных систем и установок;
наличие инструкций по охране труда и средств индивидуальной защиты;
выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущими проверками;
соблюдение работниками требований безопасности при выполнении работ.
- В процессе проверки руководителем подразделения принимаются меры по устранению выявленных нарушений.
- В случае выявления нарушений требований охраны труда, которые могут причинить вред здоровью работников, привести к несчастному случаю или аварии, работа приостанавливается до устранения этого нарушения, о чем письменно сообщается вышестоящему руководителю.
- Результаты проверки и предложенные мероприятия по устранению выявленных недостатков и нарушений записываются в журнал ежедневного контроля за состоянием охраны труда.
- Ежемесячный контроль проводится руководителем структурного подразделения с участием общественного инспектора профсоюза по охране труда, лица, ответственного за организацию работы по охране труда.
- В ходе ежемесячного контроля проверяются:
результаты ежедневного контроля;
выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения всех видов контроля, а также мероприятий, предусмотренных коллективным договором, планом мероприятий но охране труда, мероприятий по управлению рисками;
выполнение приказов и распоряжений директора школы, мероприятий по документам расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также результаты рассмотрения представлений общественного инспектора профсоюза по охране труда;
исправность и соответствие оборудования требованиям охраны труда;
соблюдение работниками правил, норм, инструкций по охране труда;
выполнение графиков планово-предупредительных ремонтов оборудования, вентиляционных систем и установок, соблюдение инструкций;
состояние рабочих мест, территории, прилегающей к учреждению образования;
наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.);
своевременность проведения инструктажа по охране труда работникам;
наличие средств индивидуальной защиты и правильность их использования работниками;
предоставление работникам компенсаций по условиям труда;
состояние санитарно-бытовых помещений и устройств, обеспечение работников смывающими и обезвреживающими средствами;
соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины;
состояние уголка по охране труда, наличие средств наглядной агитации.
- Выявленные недостатки в процессе проведения ежемесячного контроля заносятся в журнал ежемесячного контроля за состоянием охраны труда, в котором указываются мероприятия, назначаются ответственные их исполнители и сроки исполнения.
- В случае выявления нарушений требований охраны труда, которые могут причинить вред здоровью работников, привести к аварии, работа приостанавливается до устранения этих нарушений, о чем письменно сообщается директору школы.
- Директор школы организует выполнение мероприятий по устранению недостатков и нарушений по охране труда, выявленных в ходе проведения ежемесячного контроля.
- Итоги проведения ежемесячного контроля рассматриваются на совещании при директоре.
- Ежеквартальный контроль осуществляется директором школы и общественным инспектором труда профсоюза.
- В ходе ежеквартального контроля проверяются:
организация и результаты проведения ежедневного и ежемесячного контроля;
выполнение целевых и плановых мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективным договором, другими локальными нормативными правовыми актами;
выполнение мероприятий по документам расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
своевременность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и выполнения мероприятий по ее результатам;
техническое состояние и содержание здания (сооружений), помещений и прилегающих к ним территорий, состояние дорог, тротуаров, проходов и проездов;
соответствие рабочих мест, оборудования требованиям охраны труда;
эффективность работы вентиляционных систем и установок;
выполнение графиков планово-предупредительного ремонта оборудования;
обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты и организация ухода за ними;
наличие и состояние санитарно-бытовых помещений, уголка по охране труда;
соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.
- По результатам ежеквартальною контроля по каждому структурному подразделению оформляется акт, в котором указываются обнаруженные недостатки и меры по их устранению.
- Проведение ежемесячного или ежеквартального контроля осуществлять в установленный приказом директора День охраны труда.
- В программу Дня охраны труда включают мероприятия по проверке состояния условий и охраны труда на рабочих местах и проведение совещаний с участием директора, руководителей структурных подразделений, лица, ответственного за организацию работы по охране труда.
- На указанных совещаниях анализируется состояние охраны труда в структурных подразделениях школы, заслушиваются доклады их руководителей, рассматриваются имевшие место случаи нарушения требований охраны труда, изучается передовой опыт работы по охране труда.
- По результатам проведения Дня охраны труда директор школы издает приказ.
13. РАССЛЕДОВАНИЕ НЕСООТВЕТСТВИЙ, НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, АВАРИЙ И ИНЦИДЕНТОВ. КОРРЕКТИРУЮЩИЕ И ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ
- Расследования несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, аварий и инцидентов в учреждении образования проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами.
- Порядок расследования выявленных нарушений, проведения мероприятий по их устранению регламентируется соответствующими документами учреждения образования.
- Нарушения выявляются в плановом порядке:
при определении опасностей;
осуществлении проверок представителями органов государственного надзора и контроля, специалистами управления образования, директором школы, общественным инспектором труда профсоюза);
проведении внутренних аудитов.
- С целью выявления несоответствий предусматривается проведение внеплановых проверок в следующих случаях:
при проведении расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий;
проведении мероприятий, связанных с принятием новых нормативных правовых актов по охране труда, замене и модернизации оборудования;
поступлении информационных сообщений управления образования об авариях и несчастных случаях, происшедших в учреждениях образования, организациях, осуществляющих аналогичную деятельность;
проведении анализа запросов и претензий заинтересованных сторон.
- Результаты анализа являются основой для принятия решения о степени значимости несоответствия, области распространения и уровне принятия решения об устранении.
- Причины нарушений могут быть связаны:
с уровнем подготовленности и ответственности работника в области охраны труда;
управлением документацией по охране труда;
невыполнением нормативных правовых актов в области охраны труда;
несоблюдением работниками регламента эксплуатации оборудования.
- Нарушения выявляются работниками или посетителями школы.
- Выявленные нарушения регистрируются в журналах периодического контроля, актах, протоколах ответственными лицами в установленном порядке.
- Для предотвращения и устранения причин нежелательных событий и предупреждения их повторения в школе предпринимаются предупреждающие и корректирующие действия.
- Если корректирующие и предупреждающие действия требуют выделения дополнительных ресурсов для обеспечения безопасности, то решения по выработанным корректирующим действиям принимает директор школы.
- После осуществления корректирующих и предупреждающих действий анализируется их результативность.
- По результатам расследования несчастных случаев, осуществления корректирующих и предупреждающих действий определяются основные причины недостатков (если таковые будут определены) в системе управления охраной труда и общем управлении школой.
- Полученные данные передаются для анализа директору школы для проведения внепланового анализа функционирования системы управления охраной труда.
- Если по результатам расследования нежелательных событий недостатки в системе управления охраной труда школы не были выявлены, то результаты расследования нежелательных событий и информация о результативности проведенных корректирующих (предупреждающих) действий является составляющей частью ежегодного анализа функционирования системы управления охраной труда.
- Выходные данные анализа результативности корректирующих и предупреждающих действий используются для включения их в планы управления охраной труда.
14. УПРАВЛЕНИЕ ЗАПИСЯМИ
- В школе ведутся записи, регистрирующие достигнутые результаты, служащие доказательством осуществления соответствующей деятельности.
- Управление записями включает в себя следующие этапы: регистрация и учет данных, обозначение, хранение, выдача в пользование, проверка и восстановление, изъятие записей, архивирование и утилизация записей.
- Регистрация и учет записей осуществляется в отчетах, журналах, актах, протоколах, карточках и т.п.
- Обозначение записей осуществляется:
по наименованию документов (например, «Журнал регистрации протоколов»);
по наименованию и номеру с указанием даты заполнения документов («Отчет по внутреннему аудиту № ____ от _________г.»).
- Хранение, восстановление, изъятие, ликвидацию записей по охране труда в подразделении обеспечивает работник, ответственный за ведение записей.
- Журналы регистрации, учета записей по охране труда нумеруются, прошнуровываются, скрепляются печатью с указанием общего количества листов (страниц), подписи и фамилии работника, ответственного за ведение записей.
- Папки с записями учитываются в номенклатуре дел учреждения образования.
- Записи должны быть разборчивыми, прослеживаемыми,
храниться таким образом, чтобы они были защищенными от повреждения, изнашивания или утери (хранятся в папках, файлах и др.). - Выдача находящихся на хранении записей по охране труда в постоянное и временное пользование осуществляется лицом, ответственным за записи, с регистрацией в Журнале учета выдачи документов системы управления охраной труда.
- При необходимости выдачи записей по охране труда в постоянное пользования, лицо, ответственное за записи делает копию документа и выдает ее под роспись (с указанием даты, фамилии и должности получателя). При этом в правом верхнем углу документа делается пометка «Копия».
- Записи по охране труда выдаются без права выноса за пределы школы.
- Решение о выдаче записей по охране труда сторонним организациям принимается директором школы или или его заместителем, ответственным за систему управления охраной труда, по письменному запросу сторонней организации.
- Ответственным лицом за хранение (ведение) записей осуществляется их проверка путем сверки:
документов, хранящихся в папках с имеющейся в них описью;
записей в журналах с количеством листов и их наличием;
наименования и наличия папок и журналов с перечнем номенклатуры дел.
- По истечении срока хранения записи изымаются ответственным лицом из мест хранения и передаются в архив учреждения образования, а неподлежащие архивированию, испорченные — утилизируются.
15. АУДИТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ГРУДА
- Аудит проводится для получения достоверной информации о функционировании системы управления охраной труда в целом и предоставления этой информации для анализа директору школы.
- Несоответствия в функционировании системы управления охраной труда, выявляемые в результате проведения аудита, не рассматриваются отрицательно и не служат основанием для привлечения работников к ответственности.
- Для организации аудитов школа определяет порядок проведения аудитов, их цели и задачи.
- Цели проведения аудитов:
определение результативности функционирования системы управления охраной труда;
проверка соответствия деятельности в области охраны труда установленным требованиям;
обеспечение постоянного совершенствования работы по охране труда.
- Проведение внутренних аудитов включает в себя следующие этапы:
планирование аудитов — разработка графика (приложение Т) и плана проведения аудитов по подразделениям на год (приложение У);
проведение внутренних аудитов, оформление результатов, составление отчета (приложение Ф);
разработка, проведение и контроль выполнения корректирующих действий;
периодический анализ, оценка результативности внутренних аудитов.
- При разработке графика проведения внутренних аудитов учитывается, что каждое подразделение школы проверяется не реже 1 раза в год. При определении периодичности учитываются результаты предыдущих аудитов.
- Внеплановые аудиты системы управления охраной труда проводятся на основании приказа директора школы , в связи:
с изменениями в видах деятельности учреждения;
изменениями применимых к учреждению образования законодательных и других требований в области охраны труда;
возникновением несчастных случаев, профессиональных заболеваний, инцидентов, аварий;
неудовлетворительной оценкой эффективности корректирующих и предупреждающих действий;
требованиями органов надзора и контроля, органов по сертификации.
- Внутренние аудиты проводят специалисты школы , прошедшие специальное обучение, либо привлекаемые учреждением образования специалисты, имеющие право проведения аудитов.
- При назначении группы по аудиту один из аудиторов назначается руководителем группы.
- Аудитор не должен проверять свою деятельность.
- Ответственность за организацию проведения внутренних аудитов несет заместитель директора, назначенный приказом.
- Аудит проводится непосредственно на рабочих местах путем опроса работников и проверки фактического состояния дел.
- Информацию, полученную в результате опроса, аудиторы должны проверить и подтвердить путем сравнения с информацией из документированных источников, таких как: протоколы, отчеты, акты, предписания и другие документы и записи по охране труда.
- Выявленные нарушения аудиторы записывают в отчет о несоответствиях по внутреннему аудиту.
- Заполняя графу отчета «Установленное несоответствие», аудитор приводит основанное на фактах четкое и точное описание того, что не выполняется.
- Аудитор совместно с руководителем проверенного подразделения в графе отчета «Корректирующие действия» указывают меры по устранению нарушений с указанием сроков их выполнения в графе отчета «Срок выполнения».
- Копия отчета о выявленных нарушениях по внутреннему аудиту выдается руководителю проверенного подразделения, а оригинал отчета остается у аудитора.
- В случае невозможности устранения нарушений силами подразделения руководитель подразделения информирует о данной ситуации лицо, ответственное за организацию работы по охране труда.
- Контроль выполнения корректирующих мероприятий осуществляет лицо, ответственное за организацию работы по охране труда, отчет об их выполнении представляет руководитель проверенного подразделения.
- При анализе системы управления охраной труда результаты аудитов подлежат периодической оценке.
- После внедрения корректирующих действий руководитель проверенного подразделения (работник, деятельность которого проверялась) приглашает аудитора для проверки внедрения корректирующих мероприятий.
- При положительном заключении аудитор делает отметку о выполнении с указанием даты фактического внедрения корректирующих действий и ставит свою подпись.
16. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
- Целью проведения анализа функционирования системы управления охраной труда в учреждении образования является обеспечение ее постоянного соответствия установленным требованиям, результативности и совершенствования.
- Для обеспечения периодического анализа функционирования системы управления охраной труда, своевременности разработки корректирующих и предупреждающих действий, мероприятий по совершенствованию системы управления охраной труда в школе определен соответствующий порядок.
- Ответственность за организацию анализа функционирования системы управления охраной труда возложена на заместителя директора, назначенного приказом.
- Ответственность за сбор, обработку информации для отчета о функционировании системы управления охраной труда возложена на лицо, ответственное за организацию работы по охране труда.
- Анализ функционирования системы управления охраной труда проводится в первом квартале года, следующего за отчетным.
- Основанием для проведения анализа функционирования системы управления охраной труда является приказ директора школы.
- Проект приказа о проведении анализа функционирования системы управления охраной труда готовит лицо, ответственное за организацию работы по охране труда в конце года.
- Приказ включает следующую информацию:
повестка дня;
дата и время совещания по проведению анализа функционирования системы управления охраной труда;
лица, участвующие в проведении анализа функционирования системы управления охраной труда.
- При необходимости, приказом директора школы может быть назначено совещание для проведения внеочередного анализа функционирования системы управления охраной труда.
- Проведение анализа функционирования системы управления охраной труда и принятие решений со стороны директора включает в себя следующие основные этапы:
планирование совещания по проведению анализа функционирования системы управления охраной труда;
подготовка необходимой для анализа информации;
анализ системы управления охраной труда и принятие соответствующих решений;
контроль выполнения решений;
доработка по результатам контроля выполнения решений.
199. Для проведения анализа функционирования системы управления охраной труда лицо, ответственное за организацию работы по охране труда обеспечивает сбор следующей информации:
о причинах нарушений, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инцидентов и аварий в учреждении (организации) образования;
результатах:
снижения, устранения рисков, реализации целей и мероприятий по управлению рисками;
аудитов функционирования системы управления охраной труда;
корректирующих и предупреждающих действий, выполненных после предыдущего анализа;
противопожарных тревог;
отчет лица, ответственного за организацию работы по охране труда, о затратах на охрану труда и затратах в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями по форме приложения Х;
рекомендации от работников по улучшению условий груда и другую информация.
- Информация для проекта отчета о результативности функционирования системы управления охраной труда лицом, ответственным за организацию работы по охране труда по форме приложения Ц.
- Объем информации должен быть достаточным для проведения в школе объективного анализа результативности функционирования системы управления охраной труда, реализации основных направлений деятельности учреждения образования, целей в области охраны труда и принятия необходимых решений.
- Лицо, ответственное за функционирование системы управления охраной труда, готовит проект отчета о функционировании системы управления охраной труда по форме приложения Ч.
- На совещании заместитель директора докладывает о функционировании системы управления охраной труда с оценкой ее результативности и выносит на рассмотрение проект предлагаемых решений (мероприятий) по повышению результативности системы управления охраной труда, изменению основных направлений деятельности учреждения образования, целей в области охраны труда.
- По результатам анализа системы управления охраной труда руководитель принимает решения, направленные на ее совершенствование и повышение результативности, в частности:
пересмотр основных направлений деятельности школы, целей и планов в области охраны труда;
перераспределение ответственности и полномочий;
пересмотр и корректировка документов, в соответствии с которыми осуществляется система управления охраной труда;
разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда и т.д.
- По результатам анализа со стороны руководителя дается общая оценка результативности функционирования системы управления охраной труда.
- Информирование работников о результатах совещания и принятых решениях осуществляется на Днях охраны труда.
- Ответственность за реализацию решений совещания несет заместитель директора школы, ответственный за функционирование системы управления охраной труда.
- Выполнение решений по результатам совещания о функционировании системы управления охраной труда контролирует лицо, ответственное за организацию работы по охране труда.
- Результаты проведения Дней охраны труда являются частью анализа функционирования системы управления охраной труда.